Святочные обходы дворов в Судогодском районе Владимирской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, говор – среднерусский
Святками называется период народного календаря от праздника Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января). В Судогодском районе Владимирской области до настоящего времени Святки осознаются как период некого безвременья, когда определенные магические действия способны повлиять на будущую судьбу как отдельного человека, так и всего традиционного социума. Святки являются наиболее значимым периодом народного календаря, характеризующимся высокой концентрацией обрядов, магических действий, обычаев, поверий, запретов и примет. Мифологическое значение Святок определяется их пограничным положением — в это время по народным представлениям «солнце поворачивает на лето, а зима на мороз», начинает прибывать световой день («Святки свету к дню притачали». Именно во время Святок заканчивается старый и начинается новый год, на этот период приходится празднование рождения Спасителя, а Крещение, по мнению исполнителей, «на весь год порядок наводит» и превращает хаос безвременья в упорядоченный мир.

В Судогодском районе Святки насыщены обходами дворов и домов односельчан. Целью этих обходов были определенные магические действия, призванные повлиять на благополучие жителей деревни, обеспечить богатый урожай, здоровье людей и животных. Обходы домов в Судогодском районе представлены множеством форм и вариантов, различающихся по составу участников и производимым ими действиям, по целям визита и ряду других характеристик.

В рамках суточного времени различались ночные (вечерние) обходы, в которых участвовали по преимуществу взрослые исполнители, и утренние, участниками которых были дети и подростки. В вечерних обходах могли быть ряженые, в то время как их участие в дневных обрядовых обходах строго запрещалось.

Первым ритуальным обходом можно считать обычай обходить дома и «славить Рождество». Утром, после церковной службы, маленькие дети бегали по домам и с разрешения хозяев исполняли христославие — песнопения, повествующие о сущности праздника Рождества. В их основе — ирмос первой песни рождественского канона «Христос рождается» («Христос рождается, славите! / Христос с неба срящите. / Хритос на земле возноситеся. / Пойте Господеви вся земля, / И веселием воспойте, людие, / Яко прославился), тропарь «Рождество Твое, Христе Боже Наш» (Рождество Твое, Христе Боже Наш. / Возсия мирови свет разума. / В нем бо Звездам служащии, звездою учахуся / Тебе кланяемся, солнце правды. / И Тебя ведете с высоты востока. / Господи, слава Тебе) и кондак Рождества Христова «Дева днесь Пресущественного рождает» (Дева днесь Пресущественного рождает. / И земля вертеп Неприступному приносит. / Ангелы и пастырьми славословят, / Волсви же со звездою путешествуют, / Нас бо ради родитеся отроча младо / Превечный Бог).

В народной традиции в единый текст были объединены различные элементы молитвенных песнопений. Иногда в народной версии объединяются части всех трех текстов, но значительно чаше это либо переделка одного текста с небольшими вкраплениями других, либо соединение ирмоса и тропаря. Однако в связи с тем, что церковная служба ведется на старославянском языке, многие непривычные слова, а иногда и целые предложения переделываются на более привычные. В народной среде бытует большое число вариантов этих текстов.

Роль христославшиков заключалась не только в том, чтобы просто спеть песню о Рождестве. Считалось, что если по какой-то причине они не придут в дом, то в нем «счастья не будет весь год», поэтому хозяева следили, чтобы дети обязательно зашли к ним, и даже выходили на улицу, зазывая в дом припозднившихся певцов. Когда в советское время дети в силу идеологических причин перестали ходить по домам и «славить Христа», довольно долго эту функцию брали на себя пожилые люди, которые так же как и в детстве собирались группами и ходили по домам. Исполнение христославия на Рождество гарантировало достаток в доме, здоровье домочадцев, обильный приплод скота и т. д. Кроме того, считалось, что если «Христа прославили», то во время жатвы у жниц не будут болеть руки и спины.

Особый всплеск христославий пришелся на войну, когда по домам опять стали ходить дети, так как стали говорить о том, что в дом, куда зайдет ватага христославшиков, не принесут похоронку. В настоящее время дети не ходят славить Христа, однако пожилые люди соблюдают обряд, правда, они обходят не все дома деревни, а только родных и друзей. Их вера в то, что если на Рождество «Христа не пославить — счастья весь год не будет», сохранилась.

Славильщики заходили в дом и, повернувшись к иконам, исполняли христославие, за это благодарные хозяева наделяли детей пирожками, козульками (обрядовым печеньем), конфетами, а иногда и мелкой монеткой.

К «славлению Рождества» примыкает и другой обычай — «славить Богородицу». О нем упоминали многие исполнители, но записать удалось только один текст, также связанный с приходом в дом ребятишек, исполнением ими песни и получением угощения. Исполнители «славы Богородице» были желанными гостями в каждом доме, так как считалось, что их пение оберегает от происков нечистой силы и обеспечивает благополучие дома в наступающем году. Говорили, что если в доме «Богородицу пославили», то летом в лесу человека не будет манить, то есть он не столкнется там с нечистой силой.

Другие обходы домов сопровождались исполнением традиционных календарных песен — овсеней и колядок. За это в Судогодском районе награждали ребятишек особым обрядовым печеньем — козульками (конурки, колядки, коляды). Оно представляет собой объемные или плоские изображения коровок. Вероятно, первоначально пекли фигурки и других домашних животных — коз, овец, поросят, — но в настоящее время сохранились воспоминания лишь о коровках.

С колядками обычно обходили дворы в рождественский Сочельник. Колядовшики в дом не заходили и пели под окнами, их чаше всего благодарили специально выпекаемыми для ребятишек козульками и другими угощениями. Хозяйки передавали угощение через окно, причем считалось, что его нельзя подавать голой рукой (счастье из дома отдашь), поэтому женщины оборачивали руку фартуком и протягивали угощение через форточку. Говорили, что не угостить колядующих — значит обречь свою семью на нищету в будущем году. Даже в самые голодные годы колядующих одаривали едой (реже — деньгами), так как в противном случае грядет голод и неурожай.

Наряду с колядками пели овсени или таусени, однако колядки пели обычно в первые дни Святок, а овсени — на протяжении всего святочного цикла. Колядовали только дети, а с овсенями ходили подростки и молодежь, к которым могли присоединиться и дети. Самые пожилые исполнители помнят, что овсенщиков угощали специальным обрядовым печеньем баусенькой. Оно было плоским и имело форму птицы. Считалось, что баусеньки нужно дать всем поющим, сколько бы их не пришло в дом, в противном случае хлеба в доме не хватит до нового урожая.

Сохранился в Судогодском крае и еще один святочный обход домов — с приговором, «Сею-вею-посеваю». Во время его исполнения посыпали пол принесенным с собой зерном разных сортов. Это обрядовое действие совершалось обычно в канун Старого Нового года. Если славили и колядовали обычно маленькие дети и молодежь, то посевать могли и взрослые. Причем посевальщики, в отличие от других обходов, обычно ходили по одиночке.

Основной целью обряда посевания было обеспечение хорошего урожая зерновых. Более того, по его завершении хозяева еще и гадали на урожай. После ухода посевальщиков хозяева могли встать на колени, с закрытыми глазами собрать пять зерен и положить их на стол. По найденным зернам примечали, каким будет урожай в текущем году. Если первым было найдено пшеничное зерно, то верили, что самым богатым будет урожай пшеницы. Зерно, найденное пятым, свидетельствовало о неурожайности именно этой культуры. Существовал и другой способ гадания с «посевальными» зернами. Хозяйка с закрытыми глазами подбирала зерна в два приема: по первым судили об урожае озимых, а по вторым — о яровых.

На протяжении всех Святок молодежь, а нередко и взрослые рядились. Ряженые также холили по домам, они пели частушки, шуточные песни и танцевали. Основными персонажами ряжений были барыня, жених и невеста, цыгане, курочка и медведь. Часто девушки наряжались парнями, а парни — девушками. Иногда надевали старую одежду и закрывали лицо платком или марлей. Появления ряженых в домах ждали, стараясь обеспечить им щедрое угощение. Верили в то, что если к ряженым отнестись неуважительно, то «в доме счастья не будет».

Поведение ряженых было необычным: они шумели, мусорили, воровали утварь или сельскохозяйственные орудия, старались испугать хозяев своим видом, бегали и приставали к девушкам, разговаривали неестественными голосами или, наоборот, сохраняли молчание. Все эти действия были призваны обеспечить защиту домочадцев от нечистой силы, удачное замужество и плодовитость. Ряженые как бы брали на себя функции представителей «иного» мира, которые способны повлиять на плодовитость и растений, и человека. Поэтому угощение символических представителей «иного» мира должно было принести счастье и удачу в семью.

Иногда они разыгрывали сценки, в которых ряженое животное умирало или его умерщвляли. Многие пожилые исполнительницы отмечали, что их родители очень ждали сценок с ряженой козой или лошадью, которых сначала убивали, а затем они воскрешали, так как считалось, что это обеспечивает приплод скота в наступающем году.

Наконец, еще одним типом обходов можно считать святочное озорство молодежи, которое имело весьма устойчивые формы и может быть отнесено к элементам обрядового «антиповедения», позволительного в определенные календарные сроки. В отличие от всех предыдущих форм обходов, молодежное озорство было направлено не столько на благополучие в целом, сколько на обеспечение добрых семейных отношений, удачного брака и т. п.

Самыми популярной в Судогодском районе формой озорства было засыпание дорожек золой от дома парня к дому девушки. Считалось, что та пара, которой односельчане сделали дорожку, в течение года сыграет свадьбу. Когда после войны в деревнях стало много незамужних, дорожка из золы приобрела другой смысл. Ее прокладывали от дома мужчины к дому незамужней или вдовой женщины с целью обнародовать их близкие отношения, тем самым либо пресечь незаконную связь, либо вынудить мужчину к браку.

Были и другие формы озорства. Так, многие вспоминают установку стукалок — различных предметов, дерганье которых за веревку вызывало стук в дверь или окно. Обычно их устанавливали на домах одиноких людей, тем самым отмечая их особый статус. Многие рассказывали о том, что раньше стукалки ставили и на домах, где были незамужние девушки. Считалось, чем больше деревяшка стучит в окно, тем больше у девушки шансов быть сосватанной. Со временем стукалки стали устанавливать только на домах пожилых одиноких людей. И в этом случае некоторые отмечают определенное магическое действие стукалки: «чем длиннее нитка, тем лучше лен».

Были и другие действия, связанные с озорством молодежи: обливание крыльца водой, замораживание двери, затыкание трубы навозом или еловыми ветками, затаскивание саней на крышу бани и т. д. Надо отметить, что в обрядовом озорстве отсутствует характерный для обрядовых обходов момент одаривания участников. Однако большинство исполнителей уверены о том, что озорничающая молодежь обязательно что-то должна была забрать со двора, тем самым унеся с собой беды и неприятности хозяев. В этом случае хозяева не ругали озорников, а украденные вещи переходили в их пользование и могли рассматриваться как дары.

Одной из разновидностей молодежного озорства на Святки было и подшучивание парней над гадающими девушками. Они во время гадания вступали в контакт с представителями «иного» мира, а парни имитировали действия такого персонажа: стучали, свистели, лаяли, но чаще дотрагивались до девушек, чем приводили их в состояние ужаса. Иногда парни оставляли на предметах гадания следы присутствия потусторонних сил: волосы или шерсть животных, мокрое полотенце и т. д.

В Судогодском районе отмечены и обходы дворов, совершаемые с особой целью — выявления ведьм. В разрушенном виде этот некогда широко бытовавший обычай сохранился до настоящего времени. Если существовало подозрение, что в деревне или селе есть ведьма, одного из молодых парней одевали в тулуп с завязанными рукавами и воротом. Другие парни таскали своего приятеля по деревне с криками и смехом, стараясь создать как можно больше шума. Женщину, которая выходила из дома на этот шум и начинала ругаться, деревенская общественность безоговорочно признавала колдуньей.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Рассказ о колядовании и колядка в исполнении К.И. Романовой из д. Заястребье Судогодского р-на Владимирской обл.
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна