Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Святочные обходы дворов в Судогодском районе Владимирской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, говор – среднерусский
Паспорт объекта
Святками называется период народного календаря от праздника Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января). В Судогодском районе Владимирской области до настоящего времени Святки осознаются как период некого безвременья, когда определенные магические действия способны повлиять на будущую судьбу как отдельного человека, так и всего традиционного социума. Святки являются наиболее значимым периодом народного календаря, характеризующимся высокой концентрацией обрядов, магических действий, обычаев, поверий, запретов и примет. Мифологическое значение Святок определяется их пограничным положением – в это время по народным представлениям «солнце поворачивает на лето, а зима на мороз», начинает прибывать световой день («Святки свету к дню притачали». Именно во время Святок заканчивается старый и начинается новый год, на этот период приходится празднование рождения Спасителя, а Крещение, по мнению исполнителей, «на весь год порядок наводит» и превращает хаос безвременья в упорядоченный мир.


В Судогодском районе Святки насыщены обходами дворов и домов односельчан. Целью этих обходов были определенные магические действия, призванные повлиять на благополучие жителей деревни, обеспечить богатый урожай, здоровье людей и животных. Обходы домов в Судогодском районе представлены множеством форм и вариантов, различающихся по составу участников и производимым ими действиям, по целям визита и ряду других характеристик.


В рамках суточного времени различались ночные (вечерние) обходы, в которых участвовали по преимуществу взрослые исполнители, и утренние, участниками которых были дети и подростки. В вечерних обходах могли быть ряженые, в то время как их участие в дневных обрядовых обходах строго запрещалось.


Первым ритуальным обходом можно считать обычай обходить дома и «славить Рождество». Утром, после церковной службы, маленькие дети бегали по домам и с разрешения хозяев исполняли христославие – песнопения, повествующие о сущности праздника Рождества. В их основе – ирмос первой песни рождественского канона «Христос рождается» («Христос рождается, славите! / Христос с неба срящите. / Хритос на земле возноситеся. / Пойте Господеви вся земля, / И веселием воспойте, людие, / Яко прославился), тропарь «Рождество Твое, Христе Боже Наш» (Рождество Твое, Христе Боже Наш. / Возсия мирови свет разума. / В нем бо Звездам служащии, звездою учахуся / Тебе кланяемся, солнце правды. / И Тебя ведете с высоты востока. / Господи, слава Тебе) и кондак Рождества Христова «Дева днесь Пресущественного рождает» (Дева днесь Пресущественного рождает. / И земля вертеп Неприступному приносит. / Ангелы и пастырьми славословят, / Волсви же со звездою путешествуют, / Нас бо ради родитеся отроча младо / Превечный Бог).


В народной традиции в единый текст были объединены различные элементы молитвенных песнопений. Иногда в народной версии объединяются части всех трех текстов, но значительно чаше это либо переделка одного текста с небольшими вкраплениями других, либо соединение ирмоса и тропаря. Однако в связи с тем, что церковная служба ведется на старославянском языке, многие непривычные слова, а иногда и целые предложения переделываются на более привычные. В народной среде бытует большое число вариантов этих текстов.


Роль христославшиков заключалась не только в том, чтобы просто спеть песню о Рождестве. Считалось, что если по какой-то причине они не придут в дом, то в нем «счастья не будет весь год», поэтому хозяева следили, чтобы дети обязательно зашли к ним, и даже выходили на улицу, зазывая в дом припозднившихся певцов. Когда в советское время дети в силу идеологических причин перестали ходить по домам и «славить Христа», довольно долго эту функцию брали на себя пожилые люди, которые так же как и в детстве собирались группами и ходили по домам. Исполнение христославия на Рождество гарантировало достаток в доме, здоровье домочадцев, обильный приплод скота и т. д. Кроме того, считалось, что если «Христа прославили», то во время жатвы у жниц не будут болеть руки и спины.


Особый всплеск христославий пришелся на войну, когда по домам опять стали ходить дети, так как стали говорить о том, что в дом, куда зайдет ватага христославшиков, не принесут похоронку. В настоящее время дети не ходят славить Христа, однако пожилые люди соблюдают обряд, правда, они обходят не все дома деревни, а только родных и друзей. Их вера в то, что если на Рождество «Христа не пославить – счастья весь год не будет», сохранилась.


Славильщики заходили в дом и, повернувшись к иконам, исполняли христославие, за это благодарные хозяева наделяли детей пирожками, козульками (обрядовым печеньем), конфетами, а иногда и мелкой монеткой.


К «славлению Рождества» примыкает и другой обычай – «славить Богородицу». О нем упоминали многие исполнители, но записать удалось только один текст, также связанный с приходом в дом ребятишек, исполнением ими песни и получением угощения. Исполнители «славы Богородице» были желанными гостями в каждом доме, так как считалось, что их пение оберегает от происков нечистой силы и обеспечивает благополучие дома в наступающем году. Говорили, что если в доме «Богородицу пославили», то летом в лесу человека не будет манить, то есть он не столкнется там с нечистой силы.


Другие обходы домов сопровождались исполнением традиционных календарных песен — овсеней и колядок. За это в Судогодском районе награждали ребятишек особым обрядовым печеньем — козульками (конурки, колядки, коляды). Оно представляет собой объемные или плоские изображения коровок. Вероятно, первоначально пекли фигурки и других домашних животных – коз, овец, поросят, – но в настоящее время сохранились воспоминания лишь о коровках.


С колядками обычно обходили дворы в рождественский Сочельник. Колядовшики в дом не заходили и пели под окнами, их чаше всего благодарили специально выпекаемыми для ребятишек козульками и другими угощениями. Хозяйки передавали угощение через окно, причем считалось, что его нельзя подавать голой рукой (счастье из дома отдашь), поэтому женщины оборачивали руку фартуком и протягивали угощение через форточку. Говорили, что не угостить колядующих – значит обречь свою семью на нищету в будущем году. Даже в самые голодные годы колядующих одаривали едой (реже – деньгами), так как в противном случае грядет голод и неурожай.


Наряду с колядками пели овсени или таусени, однако колядки пели обычно в первые дни Святок, а овсени — на протяжении всего святочного цикла. Колядовали только дети, а с овсенями ходили подростки и молодежь, к которым могли присоединиться и дети. Самые пожилые исполнители помнят, что овсенщиков угощали специальным обрядовым печеньем баусенькой. Оно было плоским и имело форму птицы. Считалось, что баусеньки нужно дать всем поющим, сколько бы их не пришло в дом, в противном случае хлеба в доме не хватит до нового урожая.


Сохранился в Судогодском крае и еще один святочный обход домов – с приговором, «Сею-вею-посеваю». Во время его исполнения посыпали пол принесенным с собой зерном разных сортов. Это обрядовое действие совершалось обычно в канун Старого Нового года. Если славили и колядовали обычно маленькие дети и молодежь, то посевать могли и взрослые. Причем посевальщики, в отличие от других обходов, обычно ходили по одиночке.


Основной целью обряда посевания было обеспечение хорошего урожая зерновых. Более того, по его завершении хозяева еще и гадали на урожай. После ухода посевальщиков хозяева могли встать на колени, с закрытыми глазами собрать пять зерен и положить их на стол. По найденным зернам примечали, каким будет урожай в текущем году. Если первым было найдено пшеничное зерно, то верили, что самым богатым будет урожай пшеницы. Зерно, найденное пятым, свидетельствовало о неурожайности именно этой культуры. Существовал и другой способ гадания с «посевальными» зернами. Хозяйка с закрытыми глазами подбирала зерна в два приема: по первым судили об урожае озимых, а по вторым – о яровых.


На протяжении всех Святок молодежь, а нередко и взрослые рядились. Ряженые также холили по домам, они пели частушки, шуточные песни и танцевали. Основными персонажами ряжений были барыня, жених и невеста, цыгане, курочка и медведь. Часто девушки наряжались парнями, а парни — девушками. Иногда надевали старую одежду и закрывали лицо платком или марлей. Появления ряженых в домах ждали, стараясь обеспечить им щедрое угощение. Верили в то, что если к ряженым отнестись неуважительно, то «в доме счастья не будет».


Поведение ряженых было необычным: они шумели, мусорили, воровали утварь или сельскохозяйственные орудия, старались испугать хозяев своим видом, бегали и приставали к девушкам, разговаривали неестественными голосами или, наоборот, сохраняли молчание. Все эти действия были призваны обеспечить защиту домочадцев от нечистой силы, удачное замужество и плодовитость. Ряженые как бы брали на себя функции представителей «иного» мира, которые способны повлиять на плодовитость и растений, и человека. Поэтому угощение символических представителей «иного» мира должно было принести счастье и удачу в семью.


Иногда они разыгрывали сценки, в которых ряженое животное умирало или его умерщвляли. Многие пожилые исполнительницы отмечали, что их родители очень ждали сценок с ряженой козой или лошадью, которых сначала убивали, а затем они воскрешали, так как считалось, что это обеспечивает приплод скота в наступающем году.


Наконец, еще одним типом обходов можно считать святочное озорство молодежи, которое имело весьма устойчивые формы и может быть отнесено к элементам обрядового «антиповедения», позволительного в определенные календарные сроки. В отличие от всех предыдущих форм обходов, молодежное озорство было направлено не столько на благополучие в целом, сколько на обеспечение добрых семейных отношений, удачного брака и т. п.


Самыми популярной в Судогодском районе формой озорства было засыпание дорожек золой от дома парня к дому девушки. Считалось, что та пара, которой односельчане сделали дорожку, в течение года сыграет свадьбу. Когда после войны в деревнях стало много незамужних, дорожка из золы приобрела другой смысл. Ее прокладывали от дома мужчины к дому незамужней или вдовой женщины с целью обнародовать их близкие отношения, тем самым либо пресечь незаконную связь, либо вынудить мужчину к браку.


Были и другие формы озорства. Так, многие вспоминают установку стукалок — различных предметов, дерганье которых за веревку вызывало стук в дверь или окно. Обычно их устанавливали на домах одиноких людей, тем самым отмечая их особый статус. Многие рассказывали о том, что раньше стукалки ставили и на домах, где были незамужние девушки. Считалось, чем больше деревяшка стучит в окно, тем больше у девушки шансов быть сосватанной. Со временем стукалки стали устанавливать только на домах пожилых одиноких людей. И в этом случае некоторые отмечают определенное магическое действие стукалки: «чем длиннее нитка, тем лучше лен».


Были и другие действия, связанные с озорством молодежи: обливание крыльца водой, замораживание двери, затыкание трубы навозом или еловыми ветками, затаскивание саней на крышу бани и т. д. Надо отметить, что в обрядовом озорстве отсутствует характерный для обрядовых обходов момент одаривания участников. Однако большинство исполнителей уверены о том, что озорничающая молодежь обязательно что-то должна была забрать со двора, тем самым унеся с собой беды и неприятности хозяев. В этом случае хозяева не ругали озорников, а украденные вещи переходили в их пользование и могли рассматриваться как дары.


Одной из разновидностей молодежного озорства на Святки было и подшучивание парней над гадающими девушками. Они во время гадания вступали в контакт с представителями «иного» мира, а парни имитировали действия такого персонажа: стучали, свистели, лаяли, но чаще дотрагивались до девушек, чем приводили их в состояние ужаса. Иногда парни оставляли на предметах гадания следы присутствия потусторонних сил: волосы или шерсть животных, мокрое полотенце и т. д.


В Судогодском районе отмечены и обходы дворов, совершаемые с особой целью – выявления ведьм. В разрушенном виде этот некогда широко бытовавший обычай сохранился до настоящего времени. Если существовало подозрение, что в деревне или селе есть ведьма, одного из молодых парней одевали в тулуп с завязанными рукавами и воротом. Другие парни таскали своего приятеля по деревне с криками и смехом, стараясь создать как можно больше шума. Женщину, которая выходила из дома на этот шум и начинала ругаться, деревенская общественность безоговорочно признавала колдуньей.

Фото

Аудио

01 Рассказ о колядовании и колядка в исполнении К.И. Романовой из д. Заястребье Судогодского р-на Владимирской обл. Правовая информация

02 Рассказ об исполнении овсеней и овсень в исполнении Н.В. Морозовой из д. Горки Судогодского р-на Владимирской обл. Правовая информация

03 Рассказ Е. Беловой из с. Мошок Судогодского р-на Владимирской обл. об обычае посыпать дорожки от жениха к невесте золой. Правовая информация

04 Рассказ о посевальном обряде и посевальная песня в исполнении Т.А. Сорокиной из с. Мошок Судогодского р-на Владимирской обл. Правовая информация

05 Рассказ о христославье и христославье в исполнении З.В. Карповой из д. Овцыно Судогодского р-на Владимирской обл. Правовая информация

06 Рассказ А.В. Анисимовой из д. Суховка Судогодского р-на Владимирской обл. о ряженье. Правовая информация

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Будем помнить

С Днем Победы!

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Самые интересные культурные события Москвы на этих выходных в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть