Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Обряд «вождения кукушки» в селе Русская Буйловка Павловского района Воронежской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – южнорусское
Паспорт объекта
Село Русская Буйловка Павловского района находится на берегу Дона в его среднем течении. Оно основано в конце XVII века крестьянами-однодворцами – переселенцами из центральных губерний России. В селе с 1980 года существует фольклорный ансамбль «Донские родники», а также детский фольклорный коллектив-спутник. Свою главную задачу они видят в сохранении, реконструкции и популяризации местной традиционной культуры: старинных обрядов, песен, подлинных народных костюмов, а также предметов быта, собранных в этнографическом уголке при клубе. Большую роль в реконструкции местных обрядов сыграли руководитель фольклорного коллектива Наталья Васильевна Нечаева и краевед-энтузиаст, бывшая учительница Валентина Фёдоровна Свистова.


Вплоть до настоящего времени в селе совершаются календарные обходы дворов с пением календарно-обрядовых песен под старый Новый год (13 января), на старый Новый год (14 января), на Егорьев день (6 мая).


Обряд вождения кукушки  в селе Русская Буйловка совершается детьми на Егорьев день (в местном диалекте – на Ягория). Он относится к календарным обходным ритуалам; по воспоминаниям пожилых местных жителей раньше в нём участвовали подростки, молодые девушки и парни.


Обычно после обеда дети и молодежь разными группами собирались на своих улицах. Парни приносили молодое срубленное деревце (чаще всего – клен), которое девушки украшали принесёнными с собой ленточками. Каждая группа выбирала из собравшихся самую красивую девушку – кукушку. Она надевала самую нарядную одежду, затем её накрывали с головой  большим шерстяным (астаметовым) или шелковым (граничным) платком.


Каждая группа называлась танóк, и движение группы по улицам села от дома к дому называли  идти танкóм. Шествие возглавлял парень – кукон, муж кукушки, который нес наряженное деревце впереди танкá. Девушку-кукушку вели подружки, взявшись за края её платка.


По местным поверьям, птица кукушка была наказана Богом за то, что на Благовещение несла яйца, вопреки запрету: «На Благовещение девка косы не плетет, птица яйца не кладет». В знак наказания кукушка была обречена класть яйца в чужие гнезда, а один раз в год, на Егория, должна их собрать.


Исходя из этих представлений, главный смысл таночного шествия – заключался в том, чтобы зайти в каждый дом и собрать как можно больше яиц.


Шествие должно было сопровождаться громкими звуками (их называли музыкой):  участники процессии палками били в косу, по рубелю, ложками – по дну ведра, ударяли друг об друга крышками от кастрюль и  т.п. Этот шум должен был, с одной стороны, привлечь внимание людей, а с другой – отпугнуть невидимую  нечистую силу. Специальной обрядовой песни не было (или местные жители её уже не помнят), но  сохранилась до нашего времени  приуроченная к этим действиям хороводная по форме песня: «Сады, сады зеленые мои, в саду цветики лазоревые». Видимо, она прикрепилась к обряду по образно-ассоциативной связи. На её позднее происхождение указывают черты тонально-гармонического склада в напеве.


Подойдя к калитке двора, таночники вызывали хозяев:  «Святой Егорий пришел, вам кукушку привел. Берите хворостину, отгоняйте скотину, а нам яичко подавайте!». Или просто: «Сегодня Егорий, Мы привели вам кукушку». Хозяева  спрашивали: «А можно посмотреть? А голосок послушать?» Девушка-кукушка трижды приподнимала платок, чуть-чуть приоткрывая лицо, и трижды куковала: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!». Голос персонажа-кукушки воспринимался хозяевами двора как благословение, пожелание добра и благополучия в семье, за что они и одаривали яйцами кукушку и всех, кто приходил вместе с ней. 


После обхода села все танкú сходились вместе у того дома, который  обычно нанимали в зимнее время для молодежных вечерушек. Пока молодежь гуляла, хозяйка из собранных яиц жарила яичницу – главное блюдо для совместного обеда. Это был последний сбор молодежи в доме, окончание зимних вечерушек и начало улиц – летних гуляний молодежи, которые устраивались в дни больших и малых праздников. Таким образом, обряд вождения кукушки  в местной традиции отмечал переход от зимы к лету.


Важное место в обряде занимала трапеза.  Местная жительница Хатунцева Прасковья Ивановна, 1940 г.р., рассказывая об обряде вождения кукушки, отмечала, что совместную трапезу с яичницей устраивали и те, кто не ходил по дворам. Эта традиция  не прерывалась никогда: собирались большими и малыми группами (пусть даже несколько людей, живущих по соседству), иногда в доме, иногда – на улице. Это было так же обязательно, как крашение яиц на Пасху. Так, например, в 2014 году соседи Прасковьи Ивановны нажарили яиц, вынесли за ворота на улицу  стол и устроили обед вскладчину. Этот обычай, возможно, перекликается с древними жертвоприношениями, когда надо было задобрить силы, управляющие обновлением природы и благополучием всех живущих на земле.


Таким образом, народная мотивация обряда имеет двойственный характер. Во-первых, обряд осуществляет и закрепляет переход к новому календарному сезону. Во-вторых, в сознании сельских жителей он направлен на возвеличивание весны, красоты, молодости, обновления в природе и приобщение ко всему этому человека, потому что благополучие в семье и обеспечение урожая возможны только при покровительстве природы.


Обряды с кукушкой не типичны для Воронежской области, но широко распространены  на территории соседней Белгородской области (в Вейделевском, Волоконовском, Новооскольском, Ракитянском районах), а также зафиксированы в Тульской, Калужской, Орловской, Курской областях. Однако там они имеют другую мотивацию, совершаются в другие календарные сроки – чаще всего на Вознесение (40-й день после Пасхи), а обрядовые персонажи чаще всего представлены в образе куколки из травы или листьев. Яйцами на Егория угощали пастуха практически повсеместно, а вот совместную трапезу с яичницей в этот день устраивали значительно реже (в качестве примера укажем село Кочетовка Хохльского района Воронежской области).


В настоящее время обряд вождения кукушки в Русской Буйловке совершается в редуцированном виде: дворы обходят совсем маленькие дети, молодежь не участвует в обходах, а, значит, не ходит танкáми, не устраивает музыку, не сходится затем на общее гуляние. Кроме того, такая важная часть ритуала, как сакрализация времени, маркирование границ между сезонами (зима-лето) уже не может осуществляться в прежнем виде, поскольку ушел обычай зимних молодёжных вечерушек в нанятом доме. Сохраняется  лишь обычай совместного обеда с яичницей.

ВИДЕО

Фото

Легенда ХХ века - Анна Ахматова

Вспоминаем лиричное стихотворение номинантки на Нобелевскую премию

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Свои работы в области современного искусства представит арт-группа Recycle Group.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть