Песенная традиция села Кочетовка Хохольского района Воронежской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, наречие – южнорусское
Песенная традиция села Кочетовка Хохольского района Воронежской области еще 20 лет назад поражала всех необычностью своих протяжных и плясовых традиционных песен, а сегодня в селе уже редко звучат старинные песни. Характерные признаки местной традиции, которые определяют её уникальность, заключаются в необычности ладового строения напевов протяжных песен с обилием отклонений от основного тона, а также в несовпадении ритмических и мелодических границ в напевах плясовых, хороводных и некоторых свадебных песен.

Село Кочетовка расположено в 45 километрах  к западу от Воронежа. Оно основано, предположительно, в конце XVII века переселенцами  из села Семидесятного и  вплоть до 1928 года относилось к Нижнедевицкому уезду. В свою очередь, село Семидесятное было образовано в 1667 году в результате отселения 70 семей из города-крепости Костенск на южной оборонительной линии — так называемой Белгородской черте. В Кочетовку позже переселялись жители из других близлежащих сел — из Платавы, Синих Липягов, Хохла.

Хохольско-нижнедевицкая традиция, в которую входит и село Кочетовка, в основном, совпадает с очертаниями бывшего Нижнедевицкого уезда (сейчас это не только Нижнедевицкий, но и Хохольский, и часть Репьевского районов). Признаки ее единства заметны в большей степени в этнографии, нежели в песенном фольклоре. Например, общие черты выявляются в традиционном женском костюме. Понёва (юбка) в этой традиции — в крупную клетку, по подолу — небольшая вышивка желтыми и оранжевыми нитями, выкладка кумачом, лентами. Рубаха по крою — с косыми поликами, и в более позднем варианте — на кокетке. Головной убор — шлычкообразный, здесь он называется золотнáя с обязательными ушками (даже платок повязывали так, чтобы выглядывали ушки на макушке). Пояс — черный тканый с украшениями на концах в форме круглых розеток. Фартук — завеска, обычно однотонная, синяя, декорированная лентами или полихромной вышивкой цветочных букетов. Обязательным было бисерное украшение в форме воротника — поддушник. Его плели не по горизонтали, а по вертикали.

В местной обрядовой системе отмечается угасание к середине XX века народного праздничного календаря с песнями и гуляниями (в отличие от некоторых других сел этой же традиции), отсутствие календарно-обрядовых и календарно-приуроченных песен. Исключением является зимняя поздравительная песня-колядка, которую не пели, а кричали. По-видимому календарный фольклор в Кочетовке исчез раньше, чем в других селах.

В старинной свадьбе села Кочетовка, как и в других селах нижнедевицко-хохольской традиции, обряды санкционирующего типа (совместный посад молодых, повивание, деление каравая, дары, величания) совершались в доме невесты, а свадебный обед справляли «на два стола»: в доме невесты угощали женихову родню, в доме жениха — невестину. Свадебных песен немного, по сюжетам и ритмическим формам они близки песням воронежско-белгородского пограничья. Маркером хохольско-нижнедевицкого стиля является напев, общий для ряда свадебных величальных песен, например, «По ключику, ключику, по ключику по текучему» и «В саду первое яблочко».

Песенный стиль нижнедевицко-хохольского региона отличается от соседних традиций воронежско-белгородского пограничья (граничащих с ним на юго-западе) и центрально-воронежского песенного стиля (с локализованного на юго-востоке) резким снижением позиции протяжной песни в местной системе жанров музыкального фольклора. Лирические песни бытуют, в основном, в малораспевных формах. Исключение составляет село Кочетовка. Здесь протяжная широкораспевная песня занимает центральное место в песенной традиции, причем многие сюжеты являются достаточно редкими для  южнорусской песенной культуры, а на прилегающих территориях не встречаются вообще: «Три древа» (известна здесь с зачином «Как у нас, братцы, на горушке»), «Ой да отвались, грусть-тоска», «Ночною порою». Но даже распространённые сюжеты, такие, как «Завродилась рассильная ягода» («Во сто тридцать первому году»)  получают в Кочетовке неповторимый мелодический и ладовый облик. Основу многоголосной фактуры песен составляет двухголосие с солирующим верхним голосом-подводкой, хотя верхний мелодический голос иногда воспринимается как орнаментированный подголосок. Еще одна особенность  большинства напевов широкораспевных протяжных песен, придающая особую выразительность их ладовой окраске — частая смена опорных тонов. 

Хороводные и плясовые песни в Кочетовке исполняются в умеренных темпах, не имеют устойчивой хореографии, а про приём парного ритмического дробления — «пересек», характерный для соседней традиции воронежско-белгородского пограничья, исполнители даже не слышали. Местные хороводные и плясовые песни также имеют свои особенности исполнения. Во-первых, сольный запев появляется не только в самом начале, как в большинстве южнорусских карагодных песен, но и звучит через каждые два куплета. Во-вторых, необычно строфическое строение напевов: исполнители могут закончить хоровую часть в середине стиха, а окончание поет запевала перед началом второго куплета. Например, хор заканчивает строфу так: «Красным девкам отцы-ма…», солист продолжает: «…тери велят». Таких песен немало: «Доня раз, Доня два», «Уж вы, бабочки, бабеночки», «Разбесчастная Татьяна» и другие. Впрочем, этот вид песенной строфы можно встретить и в некоторых напевах местной свадьбы. Причем, создаётся впечатление, что исполнители делают это импровизационно, заранее не договариваясь.

Песни других жанров (детский и материнский фольклор, духовные стихи, песни более позднего стилевого пласта, народные романсы, частушки) в записях представлены единичными образцами.

В 1994 году состоялась российско-американская экспедиция в село Кочетовка под руководством Г.Я. Сысоевой (Воронежская государственная академия искусств) и Д. Польсен (штат Юта, университет г. Прово), по материалам которой в США был создан документальный фильм «Россия. Спрятанная память». В нем звучат и песни села Кочетовка. Фильм завоевал пять национальных премий.

К сожалению, существующий в настоящее время в Кочетовке клубный фольклорный ансамбль утратил значительную часть своего репертуара и исполняет сегодня только несколько плясовых песен.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Свадебная песня «Хмель, хмелинушка» в исполнении жительниц с. Кочетовка Хохольского р-на Воронежской обл.
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна