Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Традиционные технологии деревянной резьбы в Селивановском районе Владимирской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, говор среднерусский
Паспорт объекта
В Селивановском районе работал целый ряд резчиков, сохраняющих старую местную традицию домовой резьбы: это Д.И. Смирнов и А.Ф. Терентьев из поселка Волосатое, А.А. Бабарин в деревне Курково. Выполненная этими мастерами домовая резьба относится к периоду 1960–1990-х годов. Их интересные декоративные решения привлекают мастерством исполнения, оригинальностью сочетания орнаментальных элементов, яркостью и продуманностью построения целого.


В иной стилистике, но тоже в русле местной традиции работают другие местные резчики: В.Г. и Ю.Г. Платоновы, А.Н. Ерастов из деревни Надеждино, А.А. Малков и А. Бакин из поселка Красная Горбатка, Ю.Е. Сергеев из деревни Кочергино и другие. Они оформляют пропильной резьбой наличники не только старых домов и домов перестроенных, с расширенными, необычными для этих мест окнами, но и каменных зданий общественного характера. Нельзя сказать, что сложная в деталях, фактурная деревянная резьба легко и хорошо воспринимается в сочетании со светлым или красным кирпичом, однако уровень ее исполнения, как правило, очень высок и тонировка (если она используется) выполнена всегда профессионально. Такой тип декоративной резьбы применялся прежде только в интерьере жилых домов, теперь же он оказался вынесенным наружу.


Из мастеров, живущих в самом центре Селивановского района, поселке Красная Горбатка, следует назвать С.Е. Осипова (1960 г. р.) и В.А. Иванова (1949 г. р.). Оба известны как столяры-мебельщики, хорошо владеющие техниками обработки и резьбы по дереву. С.Е. Осипов иногда выполняет довольно крупные заказы. К примеру, именно он создал иконостас в церкви Владимирской иконы Божьей Матери в селе Тучково. Иконостас очень простой, строгий, без излишних украшений, но отличается удачными пропорциями, согласованными с внутренним пространством храма, а главное — тщательностью и мастерством исполнения, чувством материала, который выглядит у мастера дорогим и красивым. Единственное украшение — это тонкие профилировки, которыми он пользуется постоянно и довольно удачно.


Мастерство С.Е. Осипова проявляется и в предметах мебели, и в оформлении филенчатых межкомнатных застекленных дверей в его собственной квартире. Интересно декоративное решение входной двери, где им использованы элементы мелкой пропильной резьбы, наложенной на темный фон контрастно выделенных вставок. О том, что этот мастер владеет еще и техникой глухой рельефной резьбы, свидетельствует оформление вешалки в прихожей дома. Узкая горизонтально положенная доска укреплена мастером на фигурной основе в виде крупных дубовых листьев, которые кажутся целой ветвью. Вместо крючков, — объемные темные желуди.


В.А. Иванов тоже делает добротную и красивую мебель, используя при этом очень традиционные формы. Особенно интересен сделанный им стол на точеных профилированных ножках с фигурно оформленной столешницей.


Хорошие мастера-мебельщики живут в деревне Надеждино. Это А.Н. Ерастов (1960 г.р.) и отец и сын В.Г. и С.В. Платоновы (соответственно 1955 и 1980 г. р.). А.Н. Ерастов и в своей домовой резьбе, и в предметах мебели отдает предпочтение не светлому, как многие другие резчики, а тонированному темному дереву. Он хорошо владеет основными техниками резьбы и широко использует токарные детали, иногда сочетает дерево и декоративные дополнения из плетеной лозы, что выглядит необычно и оригинально. Такое сочетание материалов он использовал, например, при изготовлении угловой полочки в своем доме и полочки у зеркала. В предметах традиционных форм он всегда применяет красивые токарные детали, которые и украшают, и подчеркивают надежность, устойчивость предмета. Это особенно наглядно проявляется в решении его столов — большого круглого и маленького с обычной прямоугольной столешницей, — где сразу обращают на себя внимание точеные фигурные ножки сложной конфигурации. Каждый его предмет имеет свой интересный образ и характер.


Отец и сын Платоновы заслуживают особого внимания не только потому, что они представляют два поколения здешних мастеров, но и потому, что создают вещи разнообразные и интересные в художественном отношении. Традиция не прерывается, оба мастера следуют ей, но каждый при этом проявляет свою индивидуальность, по-своему видит и чувствует форму и материал. В.Г. Платонов делает мебель, ориентируясь и на старинные крестьянские предметы, и на образцы позднеклассицистические, характерные для города и стиля ампир. В этой стилистике выполнены его стулья с красивыми фигурными спинками и резными ножками, и типичный для того времени изящный столик на точеной высокой ножке — подставка для лампы-вазы. Любопытно, что стоящая на столике лампа, также сделанная самим мастером, повторяет бронзовый оригинал, вероятно, увиденный им в усадьбе XIX века или в музее. Она, безусловно, является прекрасным образцом токарного мастерства работы В.Г. Платонова. В другой своей работе — в карнизах для штор — мастер использует элементы древней трехгранновыемчатой и накладной резьбы. Мотив листьев и звезд, выполненных в светлом дереве, выделяется на более темном фоне основы, и это выглядит очень декоративно.


С.В. Платонов увлекается другим видом резьбы — глухой рельефной, так называемой корабельной резьбой, навыки которой он получил от отца и в художественном училище во Владимире. Этот вид резьбы, как известно, был распространен в Гороховецком и Муромском районах. Вполне закономерно, что и селивановские мастера используют эту традицию. Молодой мастер любит сложные растительные орнаментальные построения, хорошо владеет рисунком и чувствует форму, работает свободно и легко. Он пользуется мягкими породами дерева, но выразительностью фактуры они напоминают у него более твердые и дорогие породы. Красива его резьба во фронтонном завершении межкомнатной двери, в оформлении столешницы и ножек большого журнального столика, в накладных пластинах, украшающих подлокотники большого кресла. Особенно тонкой и выразительной в орнаментах кажется его резьба в декоративных композициях на крышках шкатулок, сделанных по типу произведений XVII века. Пропильной резьбой младший Платонов тоже хорошо владеет, применяя ее в резных ажурных накладках с растительными мотивами, но главным его увлечением все-таки является рельефная резьба.


Резной декор интерьера дома Платоновых и резьба в наружном его оформлении дополняется очень интересными, крупными рельефными фигурами львов, укрепленными прямо на заборе со стороны улицы. Они были созданы Платоновым-старшим в технике корабельной резьбы и должны были исполнять роль защитников, стражей этого дома. Даже при первом взгляде на эти крупные эффектные изображения, выделенные еще и красной раскраской, без труда угадываются их истоки. Это и часто встречающиеся изображения львов в знаменитых гороховецких фризах, и еще более древние образы львов в белокаменной резьбе владимиро-суздальских соборов. Удивительно, что эти образы до сих пор остаются традиционными для этих территорий.


Среди селивановских мастеров-мебельщиков и резчиков следует назвать еще два имени. Это Д.И. Смирнов из поселка Волосатая (1932 г. р.) и С.В. Королев (1965 г. р.), приехавший из города Мурома. Д.И. Смирнов занимается в основном домовой пропильной резьбой, но делает и мебель, при этом следуя исключительно старой крестьянской традиции. Интересны в его доме угловая большая скамья для ведер и сделанный им по старинному образцу табурет с резными ножками, украшенными реберчатым рифлением. Еще более раннюю местную традицию оформления мебели претворяет С.В. Королев, изготовивший мебель для беседки в усадьбе Г.И. Бакаева в деревне Большое Угрюмово. В решении скамьи, например, он вместо ножек использует корневища. Решение, которым он в данном случае воспользовался, на самом деле имеет достаточно древнее происхождение и связана с культурами заокских и приокских земель еще в дославянский и раннеславянский периоды. Корневища для большей устойчивости и прочности применяли, например, для опор в постройках свайного типа. Для устойчивости и удобства использовали их и при изготовлении древних прялок и скамей. Свайного типа хозяйственные постройки конца XIX — начала XX века встречаются еще и сейчас в соседнем Муромском районе, откуда родом этот мастер.


Среди резчиков Селивановского района есть и такие, которые делают не только рельефные изображения, но и скульптуру. Из них прежде всего следует отметить мастера С.И. Агеева из села Дуброво. К числу его работ принадлежат резное Распятие, множество скульптурных масок и изображений животных. Маски, напоминающие знаменитые образы белокаменных владимиро-суздальских древних соборов, почитаемых и любимых на Владимирской земле, привлекают внимание многих резчиков, но у Агеева они стали излюбленными предметами, в которых претворяется его мастерство. Лики его старцев очень выразительны, индивидуальны и выполнены с большой искусностью. Дерево, его изобразительные возможности и фактуру, мастер чувствует очень хорошо. Иногда он оставляет дерево светлым, золотистым, иногда тонирует темным или подкрашивает так, что оно становится похожим на мореный дуб — материал, который в Нижегородье когда-то славился как очень дорогой, ценный для инкрустаций. Именно так Агеев тонирует фигуру Христа в созданном им Распятии. Подчеркнуто уплощенно воплощает он напряженное тело умирающего в страданиях Христа, акцентируя глубокими отверстиями места грубых гвоздей, вонзившихся в ладони вытянутых рук и сомкнутых ступней Спасителя. Сам крест мастер тонирует темно-коричневым и покрывает рельефной резьбой, создавая подобие тернового венца над скорбным ликом Христа. Крест как символ мук Спасителя и символ вечно возрождающейся жизни, бессмертия использовался мастером неоднократно в создаваемых им памятниках на местном кладбище. Но Распятие, сохраненное им среди работ, которые он, видимо, считал наиболее удавшимися, особенно выразительно, поражая своей экспрессией и глубиной.


Работой С.И. Агеева является и интересная композиция «Два герба». Это две доски с рельефными изображениями гербов старой и новой России, образующими вместе символическое целое. Вверху — возносящийся двуглавый орел как эмблема Российской империи, внизу — герб новой России с колосьями, перевитыми лентами и восходящим солнцем как эмблема Советского государства. Работа осталась незаконченной, однако она интересна по своему концептуальному замыслу.


Привлекают внимание и созданные С.И. Агеевым две придорожные скульптуры богатырей — крупные деревянные фигуры, поставленные на пути в село Тучково. Они напоминают и древних славянских идолов, и сказочные образы конца XIX — начала XX века, работы С.Т. Коненкова и С.Д. Эрьзи. Обе фигуры выполнены из цельного ствола дерева, обе — с очень выразительными головами воинов в древнерусских шлемах. Лица разные по выражению, с большими глазами, окладистой бородой и усами, с крупным полуоткрытым ртом, словно богатыри говорят что-то людям. Столбообразные, очень обобщенные фигуры покрыты четко выполненной резьбой: в одном случае трехгранновыемчатой, с использованием таких символов, как солярная розетта и крест, в другом — уплощенной рельефной. У одного из богатырей — опущенный вдоль тела меч и, как кажется, княжеские одежды, у второго — некое подобие круглого щита у груди с крупным солярным знаком посередине и тоже опущенный вниз меч. Нужно отдать должное мастерству скульптора, выполнившего эти фигуры. Они, конечно, проихводят сильное впечатление на всех тех, кто их увидел. Как древние русские воины выступают они охранителями и защитниками этой земли, напоминая о героическом прошлом русской государства.

Фото

Прямая трансляция 21 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Айлен Притчин, Андрей Гугнин

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:30. «Ленфильм-клуб»

Открытие кинофестиваля «Начало»

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Музыкальный калейдоскоп

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Рождение Европы. Музыка XII–XVII веков

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Первое мероприятие пройдет уже 1 декабря.

Подробнее

В нем примут участие 88 конкурсантов из 21 российского города.

Подробнее

В Лондоне, Эдинбурге и других городах покажут новинки российского кинематографа.

Подробнее

Церемония открытия состоялась в Главном штабе Эрмитажа.

Подробнее

Он оказал большое влияние на развитие архитектуры и дизайна XX века.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть