Щелкунчик. Балет-феерия в 2-х действиях, 3-х картинах
В автографе партитуры балета «Щелкунчик» не все номера записаны самим Чайковским. Эта особенность данной рукописи вызвана, с одной стороны, историей создания сочинения, с другой, — правилами творческой работы композитора.
В августе 1891 композитор принял приглашение члена дирекции Санкт-Петербургского отделения Павла Леонтьевича Петерссена, который от имени Дирекции просил Чайковского составить программу из собственных сочинений и продирижировать ею в одном из концертов Общества (П. Чайковский. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка: в 17-ти томах (далее — ЧПСС). Т. XVI-А: письма 1891 года / том подготовлен Е.В. Котоминым, С.С. Котоминой и Н.Н. Синьковской. М.: Музыка, 1978. С. 195). Первоначально Чайковский предполагал исполнить в числе других произведений симфоническую балладу «Воевода», законченную в сентябре 1891 (Там же. С. 199, 213). Однако после ее премьеры 6 ноября 1891 композитор разочаровался в ней и уничтожил партитуру (Там же. С. 262, 266). О том, что баллада не будет исполнена в концерте Общества, и о необходимости заменить ее другим сочинением он сообщил Петерссену в письме от 14 ноября 1891: «"Воевода" оказался совершенно неудачным произведением и предан уничтожению. Вместо него я должен непременно появиться на эстраде Музыкального общества с новой вещью, — а так как нового у меня теперь только балет, то я выберу несколько нумеров, наиболее подходящих для концерта, и инструментую их так, чтобы к февралю было готово. Из двух февральских концертов мне больше бы хотелось последний, ибо чем больше времени, тем лучше: я больше сделаю» (Там же. С. 273). Так появилась идея составить сюиту из балета «Щелкунчик».
На момент написания этого письма Чайковский еще не приступал к инструментовке своего нового балета «Щелкунчик». Балет был окончен в эскизах к концу июня 1891 (Там же С. 161), а свидетельства о его инструментовке относятся к январю 1892. В первую очередь композитор инструментовал номера, отобранные для исполнения на концерте в С.-Петербурге (ЧПСС. Т.XVI-Б: письма 1892 года / том подготовлен Е.В. Котоминым, С.С. Котоминой и Н.Н. Синьковской. М.: Музыка, 1979. С. 27). Композицию Сюиты составили три раздела: I. Увертюра; II. Характерные танцы: a) Марш, b) Танец Феи Драже, c) Русский танец трепак, d) Арабский танец, e) Китайский танец, f) Танец пастушков; III. Вальс цветов.
31 января 1892 Чайковский написал своему брату Модесту Ильичу, что «один номер сюиты готов» (Там же. С. 33). Окончание всей Сюиты датировано в автографе партитуры 8 февраля 1892 (ГМЗЧ. а1. № 46. С. 89). На следующий день в письме к брату Анатолию Ильичу композитор сообщал: «Занятия пошли настолько хорошо, что сюита из балета уже готова и сегодня Модест отвезет ее в Петербург» (ЧПСС. Т. XVI-Б. С. 37). Первое исполнение Сюиты из балета «Щелкунчик» состоялось под управлением Чайковского в Девятом симфоническом собрании Санкт-Петербургского отделения ИРМО 7 марта 1892. В память об этом концерте композитор подарил С.-Петербургской консерватории автограф партитуры Сюиты, о чем свидетельствует дарственная надпись на титульном листе рукописи. В настоящее время автограф хранится в Клинском музее.
Для продолжения работы над балетом Чайковскому была необходима копия подаренной партитуры. Сам же композитор, избегая непроизводительного труда, практически никогда не занимался механическим копированием раз уже написанного им текста. В Санкт-Петербурге он заказал переписать автографа Сюиты, о чем сообщил своему издателю Юргенсону из Майданово 9 и 14 марта 1892 (П.И. Чайковский, П.И. Юргенсон. Переписка: В 2-х томах. Т. 2: 1886–1893 / Составление и научная редакция П.Е. Вайдман. М.: П. Юргенсон, 2013. С. 423, 425). Впоследствии композитор разделил эту копию на номера и включил в соответствующие места партитуры балета: Л. 1–10 об. (Увертюра), 19–24 об. (Марш), 111–124 об. («Кофе», «Чай», Трепак, Танец пастушков), 131–143 (Вальс цветов), 152–154 об. (Вариация II (для танцовщицы) из Па-де-де № 14). В текст копии он внёс изменения, частью связанные с исправлениями ошибок копииста, частью обусловленные различием изложения одних и тех же номеров в Сюите и в балете. Без изменений в «Щелкунчик» были перенесены Увертюра и Вальс цветов. Во все остальные номера Чайковский добавил обозначения метронома. В партитуре балета Танец Феи Драже, Арабский и Китайский танцы названы, соответственно, Variation II (Pour la danseuse) [Вариация II (для танцовщицы) из Па-де-де № 14], «Кофе» и «Чай». Темп Арабского танца изменен с Allegretto сначала на Allegro (в автографе партитуры балета), а затем на Commodo (в печатном издании балета). В Танце пастушков вместо Moderato assai темп стал Andantino. Новые динамические указания появились в Танце Феи Драже. К этому же номеру в балете добавлена развернутая кода в темпе Presto.
А.В. Комаров