Пасхальные обходы дворов в Почепском районе Брянской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, наречие – южнорусское
Во многих традициях восточнославянского Запада на Пасху было принято обходить дворы и поздравлять хозяев домов с праздником. Обходчики, которых называли волочёбниками, пели хозяевам особые волочёбные песни. В Почепском районе Брянской области экспедицией РАМ им. Гнесиных были зафиксированы волочёбные песни, исполнявшиеся не только для хозяев, но и для их взрослых сыновей и дочерей, а также специальные песни, адресованные вдовам. Основным регионом распространения волочёбного обряда и песен является территория Белоруссии. Для русских земель выявленная традиция уникальна. К сожалению, в настоящее время она уже не существует в живом бытовании, а реконструируется по рассказам информантов.

Экспедиция РАМ им. Гнесиных, состоявшаяся в 2001 году, обнаружила в Почепском районе Брянской области развитую традицию пасхальных обходов дворов.

На Пасху здесь было принято обходить дворы и поздравлять хозяев с праздником. Обходчики, которых называли волочёбниками, пели им специальные — волочёбные — песни. В деревне Красная Слободка такие песни именовали волшебницкими. Сам обряд и исполнение песен местные жители обозначают такими словосочетаниями как под вакно ходить, петь под вакном, под ваконьню петь, петь под вóкны. По словам исполнителей, при обходе домов песни пели, стоя под окнами: «Па улице идут — пад любой дом. Пад окна становятца и пяють» (д. Красная Слободка).

Участвовать в обряде могли представители разных половозрастных групп: «Уси хадили на Пасху: мужики и женщины» (д. Красная Слободка); «(– А кто ходил: молодые, пожилые?) Ўси, кто можеть петь» (д. Азарово). Однако, как отметили в деревне Красная Слободка, в качестве волочёбников чаще выступали всё-таки люди в возрасте: «И  бабы, и мужики, ўместе. Маладёжь тады не хадила, всё такие пажилые, старые». В деревне Зелёная Роща особо выделили участие мужчин в обходах послевоенных лет: «Старые, мужики хадили. Сперва после вайны мужики идны хадили, во песни пели громкие!»

Начинали ходить волочёбники на первый день Пасхи — под вечер, в ночь. Информанты часто добавляют, что обход длился до самого утра: «У вечари на Пасху хадили ночью. Ночь ходим пяём. Падходять и пад вокны начинають петь» (д. Красная Слободка); «На Паску вечэрам [ходили], па тёмнай ночи да самага вутра» (д. Зелёная Роща). Петь песни могли продолжать и утром: «Сягодня Паска, и вечерам хадили. Да, вечерам, уже люди спять. Да, сягодни Паска, сягодни вечерам идуть. Кагда уже придуть с церькви, разгавеютца, а вечэрам уже пяють. Темно. Да самага утра ходять, всю ночь. Даже утрам мóжуть петь. В Попсуевке, бывала, як была телятницей, карову стану даить, а тут асóба Шумка хадил, пел “Христос васкрес, сын Божий!”» (д. Дмитрово).

В Почепском районе чествовали не только хозяев домов, но и членов их семей. Так, существовали специальные песни для хозяек, для взрослых дочерей и сыновей хозяев: «Там яе величают, деўку, и хлопца величают» (д. Сетолово). Отдельного поздравления удостаивались также вдовы.

Волочёбники обходили все дома подряд, не делая исключений: «Пад вакном пяём у каждам дваре. А хто там: ти парень, ти хазяин… кто там ёсть» (д. Азарово).

Участников обхода одаривали продуктами и деньгами: «Кто гарелку, кто яйца, кто сала, кто што давал, кто грóшей» (д. Зелёная Роща); «Саберём этых яец скольки — вядро, може, и больше. Ешшо и паску давали ж люди — кто напёк» (д. Сетолово). Одаривание рассматривалось как вознаграждение за благопожелания. Если хозяева отказывали в награде, волочёбники пели им корильные песни, которые содержали угрозы (Аудио 01):

Хто не дасть яечка — сдохнеть авечка,

Хто не дасть яечка — сдохнеть авечка.

Христос васкрес, сын Божи!

Хто не дасть кока — вырветь вока.

Каждаму пяўцу — па сыром яйцу.     (д. Азарово)

 

По словам информантов, на следующий день волочёбники устраивали совместную трапезу-гулянье: «Сядни во спяéшь пад вакно, а патом на втарый день гуляли, сабирали…» (д. Зелёная Роща); «А тады назавтрига ўже… малавата — сваё дабавляешь и делаешь стол, и ўси садимся, ўси пяём, гуляем» (д. Сетолово).

Группа волочёбников включала в себя от 5 до 20 человек: «И мужики, и бабы: саберетца десятки два» (д. Сетолово). В волочёбной артели существовало распределение ролей между её членами. Возглавлял ее запевальник, который обычно запевал песни, а остальные «подхватывали», пели вслед за ним. Полученные от хозяев дары носил мехоноша — «хто яйца носить, яйца в карзине носить» (д. Зелёная Роща). Эти участники группы часто упоминаются в концовках песенных текстов (Аудио 02):

Запевальничку — поўдесятка яец,

Запевальничку — поўдесятка яец,

Хрыстос васкрэс, сын (ь) Божи!

 

А механоше — траяк грошей.

 

Жительницы деревни Зелёная Роща вспоминали, что волочёбники кроме своей деревни обходили и соседние, где не было своих запевал: «Даже на другую дяревню перехадили, во, с Чахолак в Рощу и на Калинавку. Тая ж кампания не запяéть, нада ж запевала адин. Да, а там же нихто не спяéть. Па шесть, па десять их, па девять мужиков, а быў старичок — Тéрех быў, во уже начинал!»

Тексты песен для хозяев обычно содержат описание нарядного одеяния хозяина, его семейного достатка и благополучия. Примером могут служить приводимые ниже фрагменты текстов, записанных в деревнях Азарово и Зелёная Роща (Аудио 03):

А ён дома да не ’бъявитца,                                                А хоть же ён дома, да не кажитца,

А ён дома да не ’бъявитца.                                                А хоть же ён дома, да не кажитца,

Христос васкрес, сын (ь) Божа!                                          Христос васкрес, сын (ь) Божи!

 

А ён не ’бъявитца — снаряжаитца:                                    Не кажитца, прыбираитца,

Надеваеть боты турэцкай работы,                                   Надеваеть боты турэцкай работы.

А шубачку аксаментаваю,                                                 А сел жа пан да за столичак,

А шапачку баранцоваю.                                                    Перяд йим стаит да три кубачки.

 

                                                                                          Ай у первай кубе зеляно вино,

                                                                                          А в другой кубе — то наливачка.

                                                                                          Ай у трэтяй кубе — то салодкай мёд.

                                                                                          Зеляно вино — самаму пану,

                                                                                          А наливачка — то жане яго,

                                                                                          А салодкай мёд — то детям яго.

 

Тексты «хозяйских» песен обнаруживают связь с обрядом. Например, в зачинах говорится о приходе волочёбников, которые спрашивают, дома ли хозяин (Аудио 03):

 

Ай шли, бряли ды шаталися,

Ай шли, бряли ды шаталися.

Христос васкрес, сын (ь) Божа!

 

А ў хазяина йны пыталися:

«А ти дома, дома наш хазяин?»    (д. Зелёная Роща)

 

Если в зачинах волочёбных песен прослеживается связь с начальным этапом ритуала, то в их концовках — с его заключительным актом: одариванием волочёбников. В них обычно содержатся просьбы поскорее одарить всех участников артели, не томить их ожиданием:

 

А дарытя нас, не марытя нас,

А дарытя нас, не марытя нас.

Хрыстос васкрэс, сын (ь) Божи!

 

Песни, адресованные вдовам, по своей поэтике и содержанию близки «хозяйским». Ниже приведен фрагмент текста, записанного в деревне Азарово, где описана картина обильного урожая (Аудио 04):

 

Як засеяла ўдава да й у поле жита,

Як засеяла ўдава да й у поле жита.

Христотс васкрес, сын (ь) Божи!

 

А засеяла да ня ’тведаеть.

Йна ня ’тведаеть — всё бяседает.

Йна бяседает да речи гаворит,

А дачушечка ей павтаряет:

«Расти густей як на небе звёзды».

Где Никола ходит, там и хлеб родит:

На поле капамы, на гумне стагамы,

На гумне стагамы, ў печи пирагамы.

 

Тексты волочёбных песен, предназначенных девушкам на выданье, основаны на свадебных мотивах:

 

А рана-рана Зоечка встала. Сгукнитя!

Сгукнитя, молайца, сгукнитя!        

Харошу песенку спивайтя!

 

А раньше таго Зоечка ўстала,

Зоечка ўстала, умывалася,

Умывалася, утиралася,

Умывалася, вадицы и шла,

Вадицы и шла, вяночек вила,

Вяночек вила, на галоўку клала.

Саткуль ни вазьмись добрый моладец.

За ручэчку ўзяў, сярдечкам назваў.                (д. Зелёная Роща, аудио 05)

 

Тексты волочёбных песен для молодых парней также развивают брачную тематику. В них нередко встречается мотив добывания невесты:

 

А сивец-жерябец да па стаду ржет,

А сивец-жерябец да па стаду ржет.

Христос васкрес, сын Божи!

 

А нихто ж яго да не заседлаеть.

Абабраўся ’дин маладой парынь,

Маладой парынь Иван Иванавич.

Он узяў, аседлаў, да сеў и паехаў,

Сеў, паехаў к ядинаму царю,

К ядинаму царю, на баярский двор,

На баярский двор: «Ты атдай мне дачку.

Не ’тдадишь дачку — я вайной пайду»         (д. Азарово, аудио 06)

 

Волочёбным текстам для холостых парней свойственны мотивы удали, превосходства «молодца», которому адресовано поздравление: никто, кроме него, не может поймать и оседлать коня. Нередко песни содержат также героико-эпические элементы:

Што ў поле, ў поле да табун коней,

Што ў поле, ў поле да табун коней.

Христос васкрес, сын Божий!

 

Прамеж тых коней ды сивец-жеребец.

А нихто яго не спаймаеть,

А не спаймаеть ды не заседлаеть,

А не заседлаеть, сядеть не паедеть.

Абабраўся добрый моладец

А Ванечка да Хфёдаравич

Сам спаймаеть, сам забритаеть,

Сам забретаеть, сядеть и паедеть,

Сядеть и паедеть у Китай-горад,

А ў Китай-горад на пирно гулянья,

На пирно гулянья, ’ще на пахвалянья.     (д. Зелёная Роща, аудио 07)

 

В Почепском районе волочёбный обряд мог оформляться одним или двумя напевами. В деревнях Дмитрово, Красная Слободка и Зелёная Роща бытовало два волочёбных напева. На один из них пелись песни для хозяина, парней и вдов, на другой — для девушек. В деревне Азарово существовал только один напев, на который исполнялись все песни, в том числе для девушек.

Жанровую специфику поэтических текстов волочёбных песен составляют рефрены. Рефрен  «Сгукнитя! Сгукнитя, молайца, сгукнитя! Харошу песенку спивайтя!» используется в песнях для девушек, а припев «Христос воскрес, сын Божий!» — во всех остальных.

Вспоминая об обходах мужчин-волочёбников, исполнительницы из деревни Зелёная Роща отмечали их громкое пение: «Сперва после вайны мужики идны хадили, во песни пели громкие!» Громко и в довольно подвижном темпе поют волочёбные песни и они сами. Особенно же залихватски и молодцевато исполняет волочёбные песни ансамбль из деревни Красная Слободка. Примечателен комментарий, которым запевала одного из коллективов сопроводила начало первой из исполненных песен: «Рязьвей нада!»

Волочёбные песни в Почепском районе Брянской области исполняются преимущественно в гетерофонной (функционально одноголосной) фактуре, когда каждая из певиц поет свой вариант напева. Лишь в деревне Азарово волочёбные песни имеют многоголосный склад.

В заключение следует отметить, что в настоящее время волочёбный обряд в Почепском районе Брянской области, к сожалению, не существует в живом бытовании, его можно реконструировать лишь по рассказам информантов.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Волочёбная песня для хозяина «Ай шли-бряли ды шаталися» в исполнении жительниц д. Зелёная Роща Почепского р-на Брянской обл.
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна