Соловецкие острова, Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь

Вид объекта: МонастырьКонфессия: ПравославиеЯзык: Язык богослужения - церковнославянский
Соловецкие острова находятся в Архангельской области, Соловецкого района, на наиболее мелководной западной половине Белого моря, при входе в Онежский залив. От Полярного круга острова отдалены на 165 км. Общая площадь островов составляет 300 кв.км, в том числе: Соловецкого — 218,72 кв.км, Анзерского — 47,11 кв.км, Б. Муксалмы — 18,96 кв.км, М. Муксалмы — 1,2 кв.км, Б.3аяцкого — 1,25 кв.км и М. Заяцкого — 1,1 кв, км.
Расположенный на островах Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь является одной из главных святынь Русской Православной Церкви. Однако, как священные эти острова почитались народами, населяющими берега Белого моря задолго до появления на них монашеской общины. Архипелаг посещался протосаамскими племенами начиная с IV-III тыс. до нашей эры. Они производили на островах захоронения, избранных особ, обладающим особым (но нам не известно каким, вероятнее всего духовным) статусом и производили обрядовые практики, восстановить которые, пока не представляется возможным.
Одно из самых больших святилищ находится на острове Б. Заяцкий. Это компактная группа культовых и погребальных памятников, в число которых: входят 13 каменных лабиринтов, более 600 каменных курганов и ряд символических выкладок. Культовые объекты домонастырских культур обнаружены и на Большом Соловецком острове в виде сложений из валунов, менгиров, кромлехов, дольмены и каменных лабиринтов.
Святилище на мысе Лабиринтов Анзерского острова составляют 4 каменных лабиринта и 38 курганов, расположенных тремя неровными рядами вдоль берегов и поперёк мыса. Языческие капища с лабиринтами-вавилонами и древние некрополи чаще всего размещались на открытых морю мысах, почти лишенных растительности. Примечательно, что жители древнего мира, не жили на архипелаге, а посещали его, что является косвенным подтверждением священного статуса архипелага. В I тысячелетии до н. э. протосаамские племена, были потеснены финно-угорскими племенами пришедшими с юга.

Священный статус островов был несколько понижен, о чем свидетельствует появление на Б.Соловецком острове сезонной стоянки. В XII-XIII в. на архипелаг впервые приезжают славянские колонисты. В XV веке острова становятся местом духовного уединения и освоения нового сакрального пространства Русской земли. В 1429-м году преподобный Саваатий и Герман поселились на Большом Соловецком острове. Семь лет спустя в 1436 году преподобным Зосимой и Германом, Соловецкими чудотворцами было основано первое монастырское поселение на юге острова. С этого года началась история Соловецкой обители. За пять веков истории на островах сложился единый комплекс, неразрывно связанного с природной средой архипелага, объектов культового и хозяйственного назначения. В начале XX века за монастырем числилось 6 скитов и 3 пустыни. На Соловках было 19 храмов (30 престолов) и 30 часовен. В обители существовали: училище для детей поморов «безбрадых трудников», Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, собственный ботанический сад. В народном сознании Соловки являлись вместилищем особой святости и очень многое, связанное со Спасо-Преображенским монастырем, интерпретировалось как чудо. Чудесными считались исцеления и спасение на море «по молитвам Преподобных» предметы, связанные с земной жизнью подвижников, особо чтимые иконы, кресты, святые источники и даже деревья. На протяжении нескольких столетий, в результате коллективного труда монастырской братии, весь архипелаг площадью в три сотни квадратных километров превратился в особое духовное пространство Христианской Православной культуры, наполненное глубоким смыслом. Этому способствовали и удаленность, уединенность монастыря, шесть месяцев в году оторванного от материка, и отсутствие здесь «мирских поселений».

На Соловках сложился «иной мир» с совершенно иными (монашескими) ценностями и иным течением времени. В XVIII в. монастырь неоднократно посещался Петром I, в том числе с эскадрой новопостроенных кораблей. В 1990 году была возобновлена религиозная деятельность на Соловецких островах. В настоящее время на островах выявлено 48 комплексов (889 объектов) домонастырской культуры и более 270 объектов и памятных мест монастырской культуры. В 1992 году произошло включение Соловецкого историко-культурного комплекса в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 1995 году — в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Из истории монастыря: В 1429-1434 Преподобные Савватий и Герман поселились на севере пустынного Соловецкого острова и пять лет жили там пустынножительным уставом. В 1435 — конце XV в. После кончины святого Савватия преподобные Зосима и Герман основали общежительный монастырь на юге Соловецкого острова, на месте видения «церкви на воздусе» между Святым озером и бухтой Благополучия. В центре обители, на возвышении располагались деревянные Спасо-Преображенский собор с Никольским приделом и Успенская церковь. Вокруг, по периметру, размещались одноэтажные келлии. Деревянный монастырь страдал от пожаров и дважды выгорал до тла. В конце XV — начале XVI вв. митрополитом Киевским Спиридоном-Саввой со слов игумена Досифея I было составлено первое житие преподобных Зосимы и Савватия. Стараниями игумена Досифея была основана знаменитая соловецкая библиотека, в которой к 1602 г. числились 481 рукопись и 38 печатных книг. При митрополите Макарии причислены к лику святых основатели обители, преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы.

Во время игуменства будущего святителя Филиппа в монастыре развернулось каменное строительство. По проектам игумена Филиппа возведены Успенская церковь с Трапезной и Келарской палатами (1552-1557) и Спасо-Преображенский собор (1558-1566). На Большом Заяцком острове была сооружена первая в России каменная гавань для морских судов, обновлена монастырская ферма на острове Большая Муксалма, начато сооружение канальной системы. Основным вкладчиком обители был государь Иоанн IV. После кончины святителя Филиппа, под руководством монаха Трифона (Кологривова), были сооружены мощная валунная крепость (1582-1596), Благовещенская церковь над Святыми вратами (1600) и центральная каменная галерея (1602). Оформилась окончательная планировка монастыря: пятиугольный, вытянутый в плане, он напоминает корабль, устремленный с севера на юг. Во времена смуты (до 1615) настоятели монастыря святые игумены Антоний и Иринарх возглавили оборону Беломорья от поляков и шведов. В историю борьбы с захватчиками вписаны имена пострижеников Соловецких — митрополита Новгородского Исидора и старца Авраамия (Палицына), келаря Троице-Сергиевой лавры. В 1620 преподобный Елеазар основал Свято-Троицкий скит на острове Анзер. В 1634 г. в Патриархи Московские и всея Руси был поставлен Иоасаф I, постриженика Соловецкого монастыря. В 1635 г. преподобный Елеазар в Свято-Троицком скиту совершил иноческий постриг священника Никона, будущего Патриарха Московского и всея Руси. В 1652 г. состоялось перенесение святых мощей святителя Филиппа из Соловков в Москву и интронизация Патриарха Никона. В 1668–1676 гг. происходило «Соловецкое сидение» — вооруженное сопротивление иноков-старообрядцев церковным реформам привело к разорению обители царскими стрельцами. В 1713 преподобный Иов (в схиме Иисус) основал Голгофо-Распятский скит на острове Анзер.

В 1765 г. Соловецкий монастырь стал ставропигиальным. В 1854 состоялся безуспешный штурм Соловецкого монастыря английской военной эскадрой, не принесший противнику успеха девятичасовой пушечный обстрел обители. В начале XX в. на Соловках за монастырем числилось 6 скитов и 3 пустыни, 19 церквей (30 престолов) и 30 часовен. В обители существовали: училище для 200 детей поморов — «безбрадых трудников», Братское богословское семиклассное училище (с программой семинарии), метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, собственный ботанический сад. Некоторое время работала Биостанция — первое научное учреждение на Беломорье. Обитель имела хорошо налаженное и рентабельное хозяйство, ориентированное на прием паломников, число которых достигало 20 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись тремя монастырскими пароходами; монастырский флот давал четвертую часть доходов обители. В 1920 г. монастырь был упразднен советской властью. В 1923 г. в стенах обители создан Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) ОГПУ. В 1939 лагерь был упразднен и на его месте на Соловках организован Учебный центр Северного флота (Школа юнг). В 1967 г. там же создан филиал Архангельского краеведческого музея, реорганизованный в 1974 г. в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, существующий в настоящее время. В 1990 г. принято решение Священного Синода о возобновлении Соловецкой обители. В 1992 г. состоялось возвращение на Соловки мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, которое возглавил Святейший Патриарх Алексий II. В 1994 начались реставрационные работы в скитах и пустынях обители.

В 1999 г. на острове Анзер были обретены честные мощи священномученика архиепископа Воронежского Петра (Зверева). В 2000 г. подняты из-под спуда мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса), основателя Голгофо-Распятского скита. В 2001 г. состоялось освящение отреставрированного храма святителя Филиппа, митрополита Московского. В 2007 были освящены вновь отлитые колокола Соловецкой звонницы и Спасо-Преображенский собор. В 2008 г. освящен поклонный крест и часовня на месте захоронения узников концлагеря у горы Секирной, а также храм Распятия Господня на горе Голгофе (остров Анзер). Тогда же происходит освящение восстановленного храма Распятия Господня в Голгофо-Распятском скиту. В 2009 г. мощи священномученика Петра (Зверева) перенесены с Соловков в Воронеж. В 2010 г. учрежден Патриарший Попечительский совет Соловецкого монастыря. В 2013 г. состоялось освящение Вознесенского храма на Секирной горе. К монастырю относятся скиты и пустыни: Андреевский скит, Вознесенский, Голгофо-Распятский, Никольский, Савватиевский, Сергиевский, Троицкий скиты, Исааковская, Макариевская, Филиппова пустыни.

Описания объектов религиозного наследия опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна