Шинуазри по-русски
«Воображаемый Восток: Китай по-русски» — не просто выставка, а увлекательное путешествие в Поднебесную, какой ее в то или иное время представляли русские люди.
Куратор выставки Ольга Соснина выстроила экспозицию очень искусно, создав не просто историческое повествование, а целый мир, в котором, по ее словам, «воображаемый Китай настолько же реален, насколько вымышлен».
Мода на шинуазри (от фр. chinoiserie — «китайщина») пришла в Россию из Европы в XVIII веке в эпоху рококо. Но с культурой Китая на Руси познакомились задолго до этого благодаря торговым связям. Иллюстрацией тому служит риза (фелонь) для богослужений из китайского шелка. Сегодня подобное облачение священника — экспонат музея, а в России начала XVIII столетия китайский шелк использовали не только для пошива царских одежд или оформления интерьеров, но и для нужд армии (шел на изготовление флагов) и церкви: кроме одежды священников из него делали завесы для икон.
В Кунсткамере — первом музее Петра I — наряду с родными сибирскими редкостями были выставлены и китайские диковины (по примеру европейских кунсткамер того времени). Так, рядом с механической китайской игрушкой «Корабль», подзорной трубой и компасом находятся и, казалось бы, бытовые, но диковинные для русского глаза предметы: чайник в виде иероглифа, сосуды для вина, фигурные резные изделия из камня.
Следующий раздел выставки посвящен стилю шинуазри, в котором, с одной стороны, представлены предметы, произведенные в Поднебесной, а с другой — вещи, созданные в Европе, вдохновленной Востоком. Это шелковые обои, которыми оформляла свой китайский дворец в Ораниенбауме Екатерина II; черный лаковый расписной секретер, более похожий на сказочный ларец; гигантские вазы и подсвечники — все китайское. Но шинуазри был популярен не только во дворцах. Он был распространен и в дворянских усадьбах. В моде были сервизы и даже изразцы для печей в китайском стиле, которые делались в России. Статуэтки «Китаянка с веером», «Китаец с трубкой» и разные другие китайцы — очень трогательные и все как один изготовлены на российских фарфоровых заводах.
Следует отметить, что в XIX столетии все больше русских экспедиций посещают Поднебесную. Эти путешествия повлекли за собой новый всплеск увлечения Китаем. В усадьбах появляются так называемые парковые затеи — беседки в виде пагод. В домах особенно популярны изделия из бронзы и вышивка бисером. Русские купцы, в конце XIX — начале ХХ века торговавшие чаем, тоже не желали отставать от моды. У них в интерьере появляются не только сервизы, самовары и подносы, расписанные а-ля Китай, а также и китайский лубок — недорогие, но яркие цветные гравюры.
В начале ХХ века мода на Восток сохранилась, но эпоха модерна переработала китайскую тему по-своему, представляя ее более сдержанно и минималистично. Правда, в моде были настоящие китайские украшения из серебра и, конечно, одежда. В экспозиции этого периода представлены булавки, браслеты, броши, китайские веера, маньчжурский летний халат, женская кофта цзяао и костюм балерины Матильды Кшесинской, созданный, как гласит легенда, по специальному заказу будущего императора Николая Александровича Романова.
Современный взгляд на Китай отражен в так называемой «беседке Конфуция». В подобные постройки китайские мыслители удалялись, чтобы пофилософствовать о жизни. На выставке эта красная беседка видится оммажем всей истории русского шинуазри: внутри нее представлены оригинальные сочинения китайских мудрецов, впервые переведенные на русский язык в XVIII столетии.
Выставка в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» открыта до 3 апреля 2016 года.
Благодарим ГМЗ «Царицыно» за предоставленные иллюстрации.