«Две столицы»

Выставка с таким названием открылась во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. На ней усилиями галерей «Лорие» и «Замоскворечье» собраны работы представителей двух художественных школ — Москвы и Санкт-Петербурга.
Вечному спору этих городов уже не один век. Противостояние начинается с момента возникновения Петербурга, когда Москва отодвигается на второй план. Эти политические перипетии повлияли не только на историю, но и на культурную жизнь России. Санкт-Петербург — столица по образцу европейских, здесь и первая Академия наук, и, конечно же, Академия художеств по примеру французской. Москва же постепенно превращается в заштатный город, ассоциирующийся с допетровской Русью, «азиатскими нравами», но одновременно остается оплотом истинно русской культуры. «Москва богаче нас жизненными силами, она мощнее, красочнее… она способна сложить особые, чисто русские характеры, дать раскинуться смелости русской мысли», — писал художник и петербуржец Александр Бенуа в начале ХХ века.
Город Петра, словно франт, манил своим столичным лоском, карьерными перспективами. «По-моему, самым великим художником России был Петр I, который нарисовал в своем воображении замечательный город и создал его на огромном холсте природы», — сказал Сальвадор Дали. Москва же после строгого и чопорного Петербурга одаряла теплом и светом. Если сравнить архитектурные пейзажи двух городов начала XIX века кисти Федора Алексеева, то можно увидеть, как менялась палитра художника от строго холодной и сдержанной в Северной столице до теплой и солнечной в Москве.

Как бы там ни было, но с середины XIX века юноши, мечтавшие стать художниками, уже могли выбирать: в столичную ли Академию поехать или остаться в Москве, где к тому времени открылось Училище живописи, ваяния и зодчества. В Петербурге был великолепный Эрмитаж и Русский музей, зато в Москве — коллекция русского искусства братьев Третьяковых и собрание французских импрессионистов Сергея Щукина.
Традиции преподавания и рисования в двух столицах были различны: в Москве академической строгости, работе в классе на примерах античных слепков и работе с обнаженной натурой предпочитали природу и отправляли студентов на пленэры. Да и советский соцреализм вобрал в себя традицию реалистической живописи передвижников вкупе с импрессионизмом Поленова и Репина.
Организаторы выставки «Две столицы» намеренно не указывают в подписях к картинам город, откуда происходит автор. Они постарались создать художественное пространство, объединяющее две школы, разные по традициям, принципам преподавания и развитию, но единые в главном — в чувственном восприятии мира.
Вот портрет пожилого мужчины Аркадия Пластова. Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Пластов был учеником Алексея Корина и Аполлинария Васнецова, а те, в свою очередь, учились у Владимира Маковского и Василия Поленова. Связь поколений, преемственность манеры и приемов письма налицо.
Пейзаж Вячеслава Загонека, как и положено выученику Академии, исполнен в сдержанной цветовой гамме. Загонек учился у профессора Михаила Бернштейна, а тот, в свою очередь, у Ильи Репина.
Впрочем, не может и не должен зритель постоянно искать и находить в живописи эту самую связь поколений и традиций. К примеру, представитель сурового стиля Дмитрий Жилинский, суриковец, учившийся у Павла Корина (а Корин — у Михаила Нестерова), особняком стоит даже среди своих единомышленников. Его «Семья у моря» по праздничному цвету и свету скорее напоминает соц-арт, а по композиции — высокую классику с темой купальщиц.
Другой наш современник — Ашот Хачатрян, бывший вольный слушатель питерской Академии, — своими яркими красками и композицией близок кругу русских сезанистов, нежели последователям академической традиции. Секрет скорее кроется в темпераменте художника и таланте компилировать все лучшее из обеих школ.
Вот так в экспозиции, где собраны полотна не только представителей разных школ, но и разных направлений — реалистическая живопись, суровый стиль, кубизм, символизм, объединенные в одном пространстве, — они вовсе не спорят, а дружат. Доказывая тем самым всю нелепость дихотомии Москва — Питер. Настоящий мастер тем и хорош, что у него есть школа, а какая — неважно. Они все принадлежат русской художественной традиции, подарившей миру и передвижников, и русский авангард с реализмом.
На выставке в Музее декоративно-прикладного искусства представлена живопись художников разных поколений Москвы и Ленинграда/Петербурга начиная с 1930-х годов до сегодняшнего дня. В экспозиции около 200 полотен, большинство из которых ранее нигде не выставлялись.
Выставка открыта до 27 июня.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна