Исчезающие народы России. Энцы

С приходом современной цивилизации происходит активная ассимиляция людей разных культур. Многие народности постепенно исчезают с лица земли. Редкие их представители пытаются сохранить и передать традиции и обычаи своего народа. Благодаря им, история жизни коренного населения России раскрывает свои тайны — полезные и поучительные, не потерявшие своей актуальности до сих пор.
«Семья юрака Ялка. Малые дети самоеда Петра Лебедя». Туруханский край. 1907, 1908 или 1916 г. Автор А.Я. Тугаринов
«Семья юрака Ялка. Малые дети самоеда Петра Лебедя». Туруханский край. 1907, 1908 или 1916 г. Автор А.Я. Тугаринов
Энцы — один из малочисленных народов Севера. Раньше их официально называли енисейскими самоедами. Далекие предки энцев жили на Средней Оби. Первое упоминание о народности относится к XV веку. Позже энцы расселились в низовьях Енисея. По территории проживания, языку и культуре они подразделялись на две этнические группы. Тундровые энцы (хантайские самоеды) жили на самом севере сельского поселения Караул. К ним относится основная часть энцев с самоназванием «сомату». Духовная и материальная культура тундровых энцев почти не отличается от нганасанской. Лесные энцы (карасинские самоеды) проживали в поселках, подведомственных администрации городского поселения Дудинка (Потапово, Усть-Авам, Воронцово). В этой группе сконцентрирована основная часть энцев с самоназванием «пэбай». На формирование образа жизни и традиций энцев сильно повлияли проживающие по соседству ненцы.
С начала XX века энецкие группы были ассимилированы нганасанами и ненцами, но малочисленная народность, всего-то 227 человек, сумела противостоять полному поглощению и слиянию, сохранив свою культуру, язык и обычаи.
Лесные энцы
Тундровые энцы
Группа «Языковое гнездо «Каяку» («Солнышко») и воспитатели Светлана Рослякова и Тамара Мальцева

В наши дни энецкий язык по большей части используется лишь в быту преимущественно старшим поколением. Носителей осталось не более 15 человек.
С 2012 года управление образования Таймыра реализует проект «Языковое гнездо». В Потаповской СОШ №12 открылась группа по изучению энецкого языка, в которой обучаются дети-энцы, родители которых не говорят на родном языке. Занятия проходят пять дней в неделю по 10-часов с полным погружением в языковую среду. Это позволит учащимся овладеть энецким языком на разговорном уровне. В будущем предполагается увеличить число носителей языка, что будет способствовать сохранению культуры и традиций лесных энцев. Изначально такая методика была придумана в Новой Зеландии для спасения языка аборигенов-маори. Теперь ее широко применяют для сохранения финно-угорских и самодийских языков.
Дарья Болина — единственный на Таймыре специалист по языку энцев, сотрудник управления образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края — говорит о проекте «Языковое гнездо»: «В связи с нынешним состоянием энецкого языка делать прогнозы на будущее достаточно сложно. На наш взгляд, имеются некоторые проблемы в обеспечении преемственности: родители в основном на родном языке не говорят, преподавание родного языка в школе все же не является той базой, где можно овладеть родным языком в такой степени, чтобы он был языком общения».
Основное традиционное занятие энцев — охота на северного оленя. Охотились с луками, коллективно, на перешейках между озерами, загоняя оленей в ловушки с сетями на речных переправах. Для охоты на диких оленей использовали домашних. Специально обученным оленям-манщикам обвивали ремнями рога и подпускали к диким собратьям. Дикие олени вступали в драку с незваными гостями и запутывались рогами в ремнях.
Официально энцы считаются православными, но из-за удаленности и труднодоступности мест проживания энцев, миссионерам не удалось полноценно обратить язычников в православие. В христианство были обращены официально только лесные энцы, а большинство по-прежнему поклоняются явлениям природы, почитают местных духов-хозяев. Их изображения помещаются в особых местах в лесу, на сопках. В жертву духам приносят оленье мясо, деньги и кусочки сукна.
Дух болезни. нач. XX в.
Шаман в поселке Дудинка
Энцы на фестивале «Фольклорная классика Таймыра»
У самодийцев было широко распространено почитание различных зверей, птиц, рыб, но наибольшим почитанием пользовался олень. Олени белой масти считались священными, принадлежавшими верховному божеству Нуму, сотворившему землю и всех, кто на ней обитает. Их не впрягали в нарты, не забивали на мясо.
В старину существовала необычная традиция, связанная с почитанием оленей. Считалось, что бубен шамана — это олень, на котором посредник между людьми и духами совершает путешествие на небо. Прежде чем отправиться в путь, шаман должен был «оживить» бубен. Апогеем становилось достижение шаманом земли, «где светит семь солнц, где камень до неба достает». Свое пребывание в волшебной стране шаман демонстрировал наглядно: изображал, что ему очень жарко и с него ручьями льет пот. Завершался обряд «оживления» бубна всеобщим пиром и кормлением идолов — деревянных фигурок, считавшихся олицетворением предков.
Один из главных праздников самодийских народов был связан с окончанием полярной ночи. Отмечался он в конце января — начале февраля, когда зимнее солнце после длительного отсутствия вновь появлялось на небосклоне. Для проведения праздника выделяли «чистый чум», в котором на протяжении нескольких дней непрерывно камлал шаман. Под звуки шаманского бубна молодежь исполняла старинные танцы и устраивала игры возле «чистого чума». Предполагалось, что это послужит гарантией удачи в предстоящем году. Иногда для праздничной церемонии возводился туннель, именуемый «каменные ворота», возле которого совершались камлания шамана. Все обитатели стойбища трижды проходили через «каменные ворота» вслед за шаманом.
Традиционная одежда у тундровых и лесных энцев была разной. У пэбай большее распространение получила ненецкая одежда, частично трансформированная в соответствии с этнической традицией. Мужской наряд состоял из двух частей верхней одежды. К лобной части капюшона сокуя (верхней одежды) пришивали султан (хохолок) из оленьей шкуры или хвоста. Специфической особенностью костюма было отсутствие наружных поясов, а также цилиндрическая обувь без подъема, аналогов которой у других народов Севера нет. В обиходе энцев присутствовала и специальная танцевальная (погребальная) одежда. Такой наряд впервые шили в возрасте 7 лет и несколько раз в течение жизни перешивали. Неординарным в изготовлении этого убранства было использование в качестве летней одежды старой зимней.
При рождении ребенку давали имя-прозвище, связанное с его внешностью либо с обстоятельствами рождения. При достижении совершеннолетия прозвище сменялось на имя кого-то из близкой родни.
В энецком обществе было завышено представление о «должном». Помимо воровства строго осуждалось неуважение к старшему поколению и гостю. Природа рассматривалась энцами как источник-даритель всего самого необходимого. В пантеоне Матери Природы совершали обряды возвращения «жизненности», предавая земле глаза добытых диких оленей.
Энецкие мальчики
Мужской дорожный костюм. Нганасаны, энцы. Красноярский край, Таймырский АО. Середина XX в. Фонды РЭМ
Женщина-оленевод
Сегодня энцы живут в Красноярском крае. Большинство молодежи работает в учреждениях поселка. Небольшая часть занимается традиционной охотой и оленеводством. Среди современных тундровых жителей энецко-ненецкие семьи составляют около 50%. У лесных энцев смешанных семей свыше 70%.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна