Театральное «золото» в регионах

Отбор из 636 номинантов. Месяцы просмотров с вечера до глубокой ночи экспертными советами. Труппы со всей страны, сменяя друг друга, показывали достойнейшее из собственного репертуара. И финал: жюри «Золотой маски», главной театральной профессиональной премии в стране, выбрало победителей из «длинного списка» 54 претендентов. В результате получился настоящий срез обязательных к просмотру успешных театральных проектов. Спектакли-лауреаты ждет целый год гастролей. Ближайшие — в Омске (28.05.2015–03.06.2015) и Красноярске (02.07.2015–14.07.2015).
Лидер и по количеству наград, собравший пять «Золотых масок» в номинациях: спектакль, работа режиссера, дирижера, лучшая мужская и женская роль.
Эпическое полотно на музыку Генри Перселла. «Королева индейцев» — копродукция Пермского театра оперы и балета имени П.И. Чайковского
с испанским Teatro Real и Английской национальной оперой. Постановка стала рекордсменом по количеству упоминаний в номинациях среди всех оперных спектаклей в стране. «Королева индейцев» — это выпад против музыкальной повседневности, — говорит музыкальный руководитель постановки и дирижер Теодор Курентзис. — Мы делали его вместе с режиссером Питером Селларсом, с которым мы одинаково понимаем нашу миссию, нас можно назвать соратниками. Перселл не закончил оперу, так что мы вставили в музыкальную канву другие его гимны и песни. Они не предназначались для театральной сцены, поэтому во все времена оставались заложниками концертных площадок. Жаль, потому что в них огромный театральный потенциал. Мы включили их в наш спектакль, и они сразу удачно вписались, устроились и обрели второе дыхание».
Оперу о любви, смерти, высоких ценностях, которые попадают под угрозу уничтожения, исполняют певцы из США, Германии, Франции, ЮАР. Тем ценнее награда за лучшую женскую роль, которую вручили артистке пермской оперы Надежде Кучер, блистательно и проникновенно исполнившей партию супруги испанского конкистадора. «Обычно, если есть подходящие наши певцы, мы отдаем предпочтение им, — объяснил Теодор Курентзис. — Но существуют типажи, которые, по авторскому замыслу, иначе, чем за счет приглашения зарубежного исполнителя, воплотить невозможно. Поэтому кастинг был специфическим, но он очень удачный».
Впервые пермскому зрителю постановка Питера Селларса и Теодора Курентзиса была представлена в 2013 году. «Я, конечно, не поверил бы, если бы 25 лет назад мне предсказали, что «Королеву индейцев» я буду ставить с русским хором. Но 25 лет назад в мире и хора-то такого не было, который мог бы спеть так блистательно, как MusicAeterna», — говорил после премьеры американец Питер Селларс.
«Королева индейцев»
Цветные сны лучшего хореографа. Сразу две «Маски» за работу балетмейстера Вячеслава Самодурова и дирижера Павла Клиничева принесла Екатеринбургскому театру оперы и балета
постановка «Цветоделика». Дважды лауреат «Золотой маски» Вячеслав Самодуров, рассказывая о спектакле, делает акцент на световом решении: «Многие творческие натуры воспринимают окружающий мир цветным, композиторы часто видят «в цвете» свою музыку. Для меня танец тоже наполнен неповторимыми красками. Я попытался подчеркнуть сакральный момент перехода одного цвета в другой и передать магию зарождения нового оттенка».
Мировая премьера трехактного балета вышла под занавес прошлого театрального сезона. Выпускник Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, экс-премьер Мариинского театра
, Национального балета Нидерландов, Королевского балета Ковент-Гарден Вячеслав Самодуров продолжить карьеру танцовщика не смог из-за травмы ноги. Всерьез увлекся фотографией. «Я стараюсь сделать каталог жизни, впечатлений от нее. Это и ценнейший материал для строительства балетов», — рассказывал хореограф. Талант фотохудожника проявился в «Цветоделике». Едва ли не весь арсенал классической хореографии предстает под музыку Петра Чайковского, Арво Пярта, Франсиса Пуленка — цвет через танец. «Франсис Пуленк для такого смешения стилей подходит как нельзя лучше», — поясняет постановщик. В Москве свою взрывную «Цветоделику» Самодуров ставил на сцене «Новой оперы»
. Все цветовые решения хореограф стремился с точностью перенести с уральской сцены на столичную. Неслучайно он называет «соавтором» художника по свету Евгения Виноградова.
«Цветоделика»
Еще одно подтверждение: будь уверен в себе, иди к намеченной цели, и мечта непременно сбудется. Солистке Большого театра
Екатерине Крысановой, получившей «Золотую маску» за лучшую женскую роль, партия Катарины из «Укрощения строптивой» досталась вопреки обстоятельствам.
«Я всегда говорю, что это не хореографы выбирают артистов на роли, а танцовщики делают так, что у хореографа не остается выбора и он должен именно этого артиста брать на роль. И Катя Крысанова, которая танцует в моем спектакле Катарину, как раз очень яркий пример такого отбора. Сначала я не видел ее в этой роли. Но ее желание работать со мной абсолютно убедило меня, что именно она должна эту роль исполнить. Наши отношения развивались, мы вырабатывали свой язык, что особенно трудно в пластике», — говорит хореограф Балета Монте-Карло Жан-Кристоф, признаваясь, что для него в образе «строптивой» на всю жизнь останется именно Катя Крысанова.
Приз за лучшую мужскую роль получил партнер Крысановой, один из самых ярких танцовщиков Большого театра Владислав Лантратов — исполнитель партии Петруччо. Легкая и обаятельная постановка стала премьерой Жан-Кристофа Майо на главной российской сцене, прогремевшей под занавес прошлого театрального сезона. И «Золотая маска» признала ее лучшим балетным спектаклем. В «Укрощении строптивой» Майо соединил Шекспира и музыку к кинофильмам, написанную Дмитрием Шостаковичем. «Думаю, это один из немногих композиторов, у которых такая большая музыкальная палитра. А для меня музыка очень важна, — признается хореограф. — Я не могу прийти домой и начать придумывать движения. Мне нужен импульс. Эмоциональная и музыкальная партитура спектакля для меня связаны воедино. Именно поэтому мне хотелось, чтобы в балете звучал Шостакович».
«Укрощение строптивой»
Двадцать лет спустя… Лучшим драматическим спектаклем (большая форма) стал «Вишневый сад» Малого драматического театра — Театра Европы
в Санкт-Петербурге в постановке Льва Додина. «Последняя пьеса Чехова — самая исторически достоверная, практически историческая хроника и в то же время самое пророческое его провидение и предсказание. Трудно себе представить, каким даром исторического самосознания надо обладать, чтобы за четырнадцать лет так точно ощутить то, что случится с Россией и с миром. Всего лишь через четырнадцать лет — и еще только через четырнадцать лет. Может быть, не только то, что случится, но и то, что, по сути, продолжает происходить с Россией и с миром по сей день», — высказывается Лев Додин. Спустя 20 лет это уже второй «Вишневый сад», взращенный режиссером. Теперь новое прочтение и звездный состав: Ксения Раппопорт, Елизавета Боярская, Данила Козловский. На этот раз мэтр решительно стирает границу между миром чеховских героев и нашим. Дыхание чеховских героев никогда не чувствовалось так близко: декорации вместо первых рядов в зале, посреди партера бильярдный стол. Главные герои вдруг появляются из-за спин зрителей, и весь спектакль — на расстоянии вытянутой руки. В финале в заколоченном доме вместе с Фирсом остаются все зрители.
«Вишневый сад»
Как стать человеком. Вторая сцена Александринского театра
продолжает экспериментировать с репертуаром. «Золотая маска» в номинации «Современный танец» досталась «Экспонату/Пробуждению». Анна Абалихина, одна из ведущих российских хореографов, выпускница знаменитой танцакадемии Роттердама, создала пластическое повествование в жанре перформанса-инсталляции. Саунд-дизайн Вангелино Курентзиса (брата Теодора Курентзиса). На сцене — завораживающее рождение жизни и движения. Сцена покрыта гелем, который напоминает то лед, то воду, то космос. Новорожденный бесполый Homo Performans (роль существа поочередно исполняют танцовщики Полина Пшиндина и Юрий Чулков) учится шевелиться лежа, постепенно его конечности становятся более ловкими и сильными. Он пытается исследовать себя и мир так чутко и пластично, что глаз не отвести. Закрепленные на перформере датчики превращают биопараметры тела танцора в звуковую и световую композицию. «Экспонат/Пробуждение» — современный танец о том, как непросто стать человеком.
«Экспонат/Пробуждение»
«Маски» за сказку и житие. Сразу две «Золотые маски» получили постановки театра «Практика»
, известного страстью к экспериментам. Художник Евгения Панфилова создала для спектакля «Золушка» минималистичные костюмы. Герои одеты так, как любой прохожий или ваш знакомый. Вероятно, эта простота, переносящая миф в антисказочную реальность, и получила высокую оценку жюри. «Сюжет остается таким, как мы его помним из детства, но главная тема — не любовь, не принц на белом коне, а кое-что «поважнее и повзрослее» — как отпустить прошлое и вспоминать о нем с улыбкой. Думаю, мне было бы намного сложнее работать над «стандартной» Золушкой, она просто хорошая и бедная, вот и все. А это другая Золушка», — рассказывает режиссер Надежда Лумпова.
«Золушка»
Кроме «Золушки», театральную премию в номинации «Эксперимент» взял спектакль «Петр и Феврония Муромские». По словам режиссера Светланы Земляковой, она стремилась оживить архаичную житийную историю. «Она ведь сейчас стала общим местом: памятники Петру и Февронии в каждом городе стоят, и в школе их житие изучают. Главная задача и главная сложность состояли в том, чтобы рассказать эту историю современным языком. Хотелось, чтобы текст и его содержание ожили. Мне кажется, эксперимент заключается уже в том, что мы взяли для постановки эту повесть».
«Петр и Феврония Муромские»
Спектакль для конспиративных квартир. «Жизни за царя» итальянского режиссера Джулиано Ди Капуа досталась «Золотая маска» в номинации «Спектакль малой формы». У петербургского театра, носящего имя основателя «Театро Ди Капуа»
, собственной площадки пока нет, поэтому в Северной столице нетривиальную «Жизнь за царя» видели и в старой петербургской квартире на Моховой, и в галерее «Голубая Гостиная». Спектакль задуман так, чтобы артисты могли сыграть его в любом помещении, в котором оказались. Постановка Ди Капуа названа в честь оперы Михаила Глинки для «конспирации», и на самом деле даже Ивана Сусанина в ней нет. Зритель сразу попадает на явочную квартиру народовольцев. Сюжет создавался на основе документов Исполнительного комитета партии «Народная воля»: письмах, воззваниях, выступлениях, речах в суде, мемуарах. За столом революционеры-террористы Вера Засулич, Николай Кибальчич, Игнат Гриневицкий. Рассказывая об интересе к персонажам, Ди Капуа поясняет и выбор сюжета: «В городе, готовящемся «весело» праздновать 400-летие рода Романовых — представителей касты, говорящей на иностранном наречии в звуконепроницаемом пузыре над побоищем, невозможно было не рассказать о тех молодых, не задохнувшихся в пыли, смелых и безумно красивых в своем подвиге мальчиках и девушках из группировки под названием «Народная воля». Редкий человек с тех пор так, как они, проникался русским народом. Они наряду со своими современниками в литературе, в музыке, изобразительном и прикладном искусстве поставили народу непревзойденный памятник. Памятник, который заставил вздрогнуть весь цивилизованный мир».
«Жизнь за царя»
«За глубокое проникновение в трагедию героя». Специальной премией фестиваля отмечена игра Лаврентия Сорокина, сыгравшего Позднышева из «Крейцеровой сонаты». Классический спектакль по пьесе Льва Толстого Новосибирский театр «Глобус»
, отмечающий 85-летие, поставил в начале прошлого сезона. Главный режиссер театра Алексей Крикливый, известный работой с современной драматургией, объясняет выбор «Сонаты»: «Вроде бы перед нами банальный анекдот — муж вернулся из командировки и застал жену с мужчиной, хотя там нет даже намека на измену. Но в итоге он ее убивает. Две трети произведения, — а оно делится на три части, мы вычислили этот принцип сонаты, — он пытается подвести под свой поступок какую-то идеологию. Не человек виноват в том, что он такой, он уже родился с искореженной кармой. Мир, который его окружает, с самого рождения диктует ему определенные условия. Позднышев бунтует против этого мира, он не хочет видеть его таким, но поиск этой чистоты и невинности приводит его к еще большему безумию…»
«Крейцерова соната»
Человеколюбию этого спектакля можно только позавидовать. Тут не просто дежурная любовь к городу, иронично реализованная в шансонных доморощенных песнях о Воронеже, тут действует именно всепонимающая любовь к людям, к маленькому человеку любого сословия. «Режиссер и актеры, единственные в России, обошлись без драматурга, проявив невероятную солидарность. Жителей Воронежа мы застаем на празднике. Но День города у Михаила Бычкова не парадный, а сложный, конфликтный. Каждый из героев спектакля оказывается жертвой города, одиноким странником в бескрайних асфальтовых джунглях», — высказывается о постановке театральный критик Павел Руднев.
Специальной премией жюри за создание целостного актерского ансамбля отмечен и документальный спектакль «День города» Воронежского камерного театра
. Режиссер и художественный руководитель Михаил Бычков умело использует известный метод «вербатим». Разговоры и монологи горожан — 13 историй реальных жителей Воронежа, записанных на местном празднике — Дне города. Сюжеты не связаны между собой. Каждый эпизод завершается очередным неформальным гимном Воронежу в жанре поп, шансон и т. д., по традиции звучащих на формальном празднике.
«День города», монологи воронежцев
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна