Театры

Молитва для оркестра

ХIV Пасхальный фестиваль, который в этом году растянется почти на месяц — с 12 апреля по 9 мая, посвящен двум датам — 175-летию Петра Ильича Чайковского и 70-летию Великой Победы.

Формат Пасхального фестиваля выдержан в его собственных традициях — это тысячи километров пути, сотни концертов, тысячи участников, пасхальный поезд и самолеты с Симфоническим оркестром Мариинского театра и маэстро Гергиевым на борту, армейские силы, влившиеся с прошлого года в концертные программы. Ничего подобного ни в какой другой стране представить невозможно. Разве что в Китае, где размах и масштабы обладают столь же харизматичной ценностью. Однако и в этом случае «географические» рекорды Московского Пасхального не побить: худрук фестиваля Валерий Гергиев напомнил собравшимся, что на прошлом Пасхальном прошел с Мариинским оркестром от Калининграда до Владивостока, через Сибирь, северные и центральные регионы. Причем, Мариинский оркестр выступал в двух, а то и в трех городах в день. В движении, по мнению Гергиева, и состоит особенность Пасхального фестиваля.

Поэтому карта нынешнего Пасхального выстроена с подобающим размахом: открытие и закрытие по традиции — в Москве в Большом зале консерватории (12 апреля и 9 мая), 2 мая там же в концертном исполнении — опера Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила» с участием Ольги Бородиной. Столичная серия пасхальных концертов — в Зале Чайковского (13 и 30 апреля, 7 и 8 мая), в МГУ им. М.В. Ломоносова (13 апреля), в новом зале Филармония-2 (30 апреля), в Театре Российской армии (8 мая). В одной из программ планируется концертное исполнение оперы Родиона Щедрина «Левша». А региональный маршрут Мариинского оркестра протянется по 26 городам России: Владимир, Рыбинск, Ярославль, Нижний Новгород, Воткинск, Ижевск, Екатеринбург, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Томск, Кемерово, Барнаул, Магнитогорск, Оренбург, Пенза, Самара, Казань, Петербург, Ульяновск, Волгоград, Воронеж, Белгород, Курск, Клин, и в столицу Казахстана — Астану.

Художественный руководитель фестиваля, дирижер Валерий Гергиев и пианист Денис Мацуев (слева направо) во время репетиции перед началом выступления на открытии XII Московского Пасхального фестиваля в Большом зале консерватории.

Поскольку нынешний фестиваль посвящается датам — 175-летию Чайковского и 70-летию Победы, главным его репертуарным профилем станет музыка Чайковского и «военные симфонии» Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича. Постоянный «пасхальный» солист Денис Мацуев исполнит все фортепианные концерты Чайковского, в том числе, одну из последних его партитур — Третий концерт. Публике обещали сюрприз. В программе оммажа Чайковскому — визиты на родину композитора в Воткинск и концерты в Доме-музее Чайковского в Клину.

7 мая, в день рождения композитора, Гергиев выступит здесь с Симфоническим оркестром Мариинского театра, а накануне (5 мая) представит свой проект Российско-немецкой музыкальной академии — камерный коллектив «Ансамбль 2012», для концерта в гостиной Дома Чайковского планируют пригласить выдающегося певца.

Кроме того, в серии «Навстречу XV Конкурсу Чайковского» выступят победители прошлых лет: пианисты Барри Дуглас, Денис Мацуев, Борис Березовский, певцы Альбина Шагимуратова, Михаил Казаков, молодые солисты.

Кстати

ХIV Московский Пасхальный фестиваль включает в себя четыре афиши: Симфоническую (концерты Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева), Камерную, в которой прозвучат романсы Чайковского и «Песни, опаленные войной», Хоровую (коллективы из России, Болгарии, Греции, Армении, Грузии, Словакии, Сербии, Швеции), Звонильную (пройдет в Москве и Подмосковье, в Петербурге, в Ростове Великом и на Соловецких островах, в Великом Новгороде и Ржеве).

Ирина Муравьева. «Российская газета» — Федеральный выпуск №6621 (50).