Театры

Самарское царство Берендеев

В Самарском театре оперы и балета премьера года – «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова.

В конце ХIХ века Александр Островский по мотивам народной сказки написал драматическую пьесу «Снегурочка». В основе – история о девочке, вылепленной из снега и растаявшей с приходом весны. У Островского сюжет усложняется. Снегурочка, холодная дочь Мороза и Весны, остается в мире людей, сказочном Берендеевом царстве. Белокурая красавица тревожит сердца многих, но сама не знает, что такое любовь. Всей душой она тянется к людям, к солнцу, постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце. И Снегурочка погибает, тает под лучами божества Ярилы.

Спектакль «Снегурочка». Фотограф Андрей Кириллов.

Композитор Николай Римский-Корсаков не сразу вдохновился пьесой Островского. При первом прочтении Берендеево царство показалось ему странным. Но зимой 1880 года снова взялся за чтение «Снегурочки» и «точно прозрел на ее удивительную красоту». Буквально влюбился в чудную сказку. Весной получил разрешение писателя на внесение необходимой правки и лето в имении Стелево посвятил сочинению оперы. Природа, буквально все вокруг вдохновляло на творчество, даже «тройное эхо, слышимое с балкона, казалось, как бы голосами леших или других чудовищ». Премьера «Снегурочки» прошла в Петербурге. Оперу восторженно принял Островский.

«Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
Александр Островский

В Самарском театре оперы и балета «Снегурочка» станет третьей после «Царской невесты» и «Сказки о царе Салтане» постановкой по произведениям Римского-Корсакова. Опера будет идти два с половиной часа, хотя вместо оригинальных четырех актов с прологом самарский спектакль будет состоять только из двух актов. Режиссер-постановщик Михаил Панджавидзе, назначенный главным режиссером театра только в сентябре минувшего года, известен публике по «Севильскому цирюльнику» и вечеру одноактных опер. В новой постановке он берется за непростую задачу соответствовать оригинальной трактовке языческого мифа писателем и композитором.

Спектакль «Снегурочка». Фотограф Елизавета Сухова.

Три оперы Римского-Корсакова, «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка» и «Садко», по мнению музыкального руководителя театра Александра Анисимова, образуют единый эстетический ряд, хотя у композитора, по-видимому, не было замысла оперного цикла. В Самаре надеются поставить все части колоритного народного триптиха.

Пушкинская «Сказка о царе Салтане» уже полюбилась зрителю, спектакль идет в театре регулярно. Теперь очередь «Снегурочки». И если первая опера предназначена как для детей, так и для родителей, то в новой постановке труппа обращается прежде всего к взрослой публике. «На самом деле «Снегурочка», которую Островский назвал «весенней сказкой», была изначально поставлена в Малом театре и предназначалась далеко не детям: это был вечерний спектакль, который показывался царской фамилии и, как мы сейчас говорим, VIP-персонам, – рассказывает Александр Анисимов. – И прежде всего он не детский по идее, философии, психологии и драматургии».

Автор заглавной фотографии – Елизавета Сухова. Благодарим за предоставленные снимки Самарский академический театр оперы и балета.

Смотрите также

Всероссийский театральный марафон завершился на Исторической сцене Мариинского театра
Эстафета «Русских сезонов» передана Франции
Театральный фестиваль NET представит мировую премьеру датского спектакля «Игрушки»
Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.