Новости

Валерий Фокин: Интерес россиян к театру существенно возрос благодаря тематическому Году

Член оргкомитета Года театра, художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин рассказал об итогах уходящего Года театра и его крупнейшем проекте — Театральной олимпиаде.

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин. Фотография: novayagazeta.ru

— Валерий Владимирович, насколько программа Года театра содействовала решению проблем театральной отрасли?

— В театральной отрасли существует очень много организационных, хозяйственных и других вопросов, требующих решения. Мы уже давно стоим перед лицом необходимости провести театральную реформу, но двигаемся медленно в силу разных обстоятельств, в том числе объективных. В этом году были сделаны важные уточнения, я бы сказал, проведена важная исследовательская работа, связанная с развитием театров в регионах, с хозяйственностью деятельностью театра.

Но главная, как мне кажется, польза от проведения Года театра заключается в том, что события, которые прошли, существенно увеличили интерес россиян к театру. Это отмечается в крупных городах, в регионах, провинциях — и среди того слоя населения, которое тотально театром не интересовалось. Все это благодаря Театральному марафону, Олимпиаде, выездам, благодаря тому, что о театре говорили весь год. И мне кажется, это главное достижение Года театра.

— А что позволяет сделать вывод об увеличении интереса? Высокая посещаемость спектаклей?

— Посещаемость, огромный ажиотаж. Приведу пример выездных спектаклей в рамках Театральной олимпиады, которая проходила от Владивостока до Калининграда. Я лично наблюдал за тем, какой огромный интерес был, например, в Сибири и на Дальнем Востоке, когда города были охвачены поиском билетов на спектакли коллективов. Меня потрясло, как люди в Ялте на набережной, укрывшись пледами, смотрели на большом экране видеоспектакли. Казалось бы, видеозаписи спектаклей, которые были поставлены много лет назад, но с каким интересом их смотрели на набережной семьями. Это потрясающе. Это такое единение на территории театра. Вот что я имею в виду, когда говорю, что люди массово повернулись в сторону театра.

— Театральная олимпиада, которую вы курировали, стала крупнейшим проектом Года театра. В чем была отличительная особенность олимпиады в России от предыдущих, проходивших в других странах?

— Отличительная особенность прежде всего в том, что она впервые проходила полгода, это длительный срок. Вторая особенность напрямую вытекает из первой: было большое число коллективов из разных стран. Третье важное обстоятельство — в том, что она не замкнулась на одном городе, а вышла на всю страну: от Владивостока до Калининграда, и эта огромная мощная театральная экспансия привлекла огромное количество людей.

Еще одно достоинство Театральной олимпиады — ее образовательная составляющая. Приезд в Россию таких мастеров, как Тадаси Судзуки, Теодороса Терзопулоса, которые проводили мастер-классы для молодежи, студентов и работников сферы, это колоссальная профессиональная подпитка не только для регионов, но и для Петербурга. Одно дело, когда ты смотришь мастер-классы на интернет-ресурсах, другое — когда сам лично принимаешь в них участие, получаешь бесценный опыт.

— А по какому принципу вы отбирали города для выездных спектаклей?

— Мы хотели охватить как можно больше городов и чтобы при этом не совпадать плотно с Всероссийским театральным марафоном. Чтобы у каждого жителя России была возможность стать участником Года театра.

— А достаточно ли в России просветительских проектов на тему театра для тех, кто хочет узнать о нем больше? Как, например, широко представлены образовательные курсы по истории живописи, кино, музыки.

— Таких проектов широкого образовательного характера действительно не хватает, это не очень развито, зачастую это считают самодеятельностью. И как раз театральные центры должны иметь программы, которые на это работают. На Новой сцене Александринского театра, которая выступает в роли культурного центра, среди образовательных программ есть просветительские, и это как раз то, о чем вы говорите. Туда приходят люди, которые не являются профессиональными артистами или театроведами, они просто любят театр и приходят, чтобы глубже понять его, узнать историю. И мне кажется, это неправильно, что таких проектов нет в каждом городе. В Москве было бы замечательно сделать такую программу на базе Центра Мейерхольда.

— Как этот год повлиял на развитие непосредственно вашего театра?

— У нас была колоссальная нагрузка, театр фактически стал продюсерским центром Театральной олимпиады, опорной организационной территорией. Вся нагрузка упала на работников театра, и при этом мы продолжали выполнять свою программу. Кроме дикой физической усталости это, конечно, дало большой опыт, потому что, хоть у нас и есть свой фестиваль, он в десятки раз меньше того, что происходило в эти полгода. Поэтому можно считать, что Год театра дал очень много не только зрителям, но и артистам, менеджерам, управленцам, он дал большой толчок в развитии и определенно останется в памяти каждого россиянина, так как столько внимания театру на всех уровнях не уделялось никогда. Он стал центром общественной жизни.

Смотрите также

Выставка «Театральная сказка» в усадьбе «Остафьево» представит редкие эскизы костюмов и декораций
Замминистра культуры РФ Павел Степанов подвел итоги Года театра на форуме СТД
«Путеводитель по театральному миру России» разработала социальная сеть Facebook
Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.