Музеи

Фавны, призраки, вакханки

В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка «Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения». Экспозиция будет доступна для посещения до 4 сентября.

Бакст был живописцем, портретистом, иллюстратором и дизайнером. Но прежде всего он знаменит своими работами для театра. На них и сделали акцент устроители юбилейной выставки. Эскизы костюмов и костюмы, сделанные по этим эскизам, составляют бо́льшую часть нынешней экспозиции. Например, музей Академии русского балета имени А.Я. Вагановой предоставил костюм Вацлава Нижинского, в котором тот танцевал партию Призрака Розы в балете Михаила Фокина на музыку Карла фон Вебера «Видение Розы». Как особо ценный экспонат он размещен в застекленной витрине. Так же, под стеклом, представлены костюмы, в которых танцевал Михаил Фокин в балетах «Клеопатра» и «Карнавал».

Без Бакста не случилось бы чуда Русских сезонов — знаменитой серии спектаклей, созданных по инициативе Сергея Дягилева. Портрет этого деятельного человека включен в экспозицию ГМИИ. Бакст изобразил Дягилева уверенным, даже несколько заносчивым мужчиной, рядом с которым расположилась старенькая няня. По соседству с этим полотном — портреты Константина Коровина, Дмитрия Философова, Александра Бенуа. Супруга последнего — Анна — послужила моделью для знаменитого «Ужина» Бакста (к этому полотну, предоставленному Русским музеем, особенно трудно пробиться). В центре «карандашного» уголка выставки — портрет Айседоры Дункан. Бакст сделал его в 1908 году, когда танцовщице было едва за тридцать и она еще не думала о переезде в Москву...

Интересный ход устроителей выставки — подкрепить эскизы костюмов фотографиями танцовщиков в этих костюмах. Несколько стендов отведено под старинные фотографии, на которых застыли Вацлав Нижинский, Ида Рубинштейн, Михаил Фокин, Леонид Мясин, Тамара Карсавина. Черно-белые снимки демонстрируют пластические изыски балетных поз, дают представление о том, как сидели костюмы на артистах. Но всему этому предшествуют эскизы Бакста — роскошные фантазии на темы костюмов разных эпох. Вакханки, фавны, беотийцы, мавры, Коломбины... Работы привезли из Центра Помпиду, Музея Виктории и Альберта, частной коллекций Лобановых-Ростовских. Естественно, работами Бакста поделились Государственная Третьяковская галерея, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, московский Театральный музей им. А.А. Бахрушина и многие другие институции. Открывая выставку, директор ГМИИ Марина Лошак особо отметила вклад историка моды Александра Васильева — он предоставил более 10 экспонатов из своей коллекции костюмов (частично это театральные костюмы, сшитые по эскизам Бакста, частично — модные платья 1910–20-х годов).

На выставке отведено место эскизам Бакста, которые он создавал для тканей, а также открыткам, рекламным плакатам, обложкам журналов. Художник не избегал «мелких» жанров, диапазон его навыков впечатляет. Экспозиция гармонично выстроена и дает достаточно широкое представление о творчестве Бакста — одного из самых популярных русских художников.

Смотрите также

Выставка «Неожиданный Малевич» откроется в Русском музее
Зрители увидят не выставлявшиеся ранее работы мастера.
15 ноября 2018
Определились лидеры первой недели голосования «Мой любимый музей»
В топ-25 попали не только столичные, но и региональные музеи.
12 ноября 2018
Выставка «Сокровища музеев России» откроется в московском Манеже
Самые значимые экспонаты из 50 российских музеев.
2 ноября 2018