Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Улица Шолом-Алейхема, дом 40

Электротеатр «Станиславский» | 1987 | СССР | Драма | 169 мин.
Режисcёр: Надежда Марусалова (Иваненкова)
В ролях: Александр Товстоногов, Римма Быкова, Юрий Мальковский, Леонид Сатановский, Владимир Коренев, Николай Стоцкий, Нонна Мейер, Александр Горбатов, Надежда Животова, Елена Клищевская
1713

Этот спектакль по пьесе Аркадия Ставицкого поставил в 1986-м году тогдашний художественный руководитель театра им. Станиславского, режиссер Александр Товстоногов. Ощутимый отток советских граждан в Израиль не был тайной, но говорить об этом открыто, со сцены театра — наверное, стало возможно только с первым веянием гласности. В летописи театра читаем: «Многие спектакли Товстоногова имели острую социальную направленность, например «Былое и думы» по А. Герцену, а постановка пьесы А. Ставицкого «Шолом-Алейхема, 40» была настолько злободневной, что очередь в билетную кассу театра заворачивала за угол дома». Действительно, спектакль имел большой резонанс и успех, а пьеса была напечатана в журнале «Театр».


Главная героиня спектакля — пожилая одесситка Роза, мать семейства и хозяйка дома. Роль виртуозно исполнила Римма Быкова. Актриса освоила характерный одесский акцент, повадки суетливой еврейской мамаши. Ее миниатюрная героиня все время в движении — готовит, собирает на стол, устраняет на ходу любые неполадки. Ее высокий голос звенит по всему дому. На сцене лишь одна комната — гостиная с круглым столом и старым резным буфетом — но пространство устроено таким образом, что фантазии легко «дорисовать» остальные закоулки квартиры и даже двора. Двор — важный момент в этой истории. Это не просто место, но и люди — соседи, с которыми прожита жизнь. Недаром в финале Роза прощается со Двором, как с самым дорогим существом. Впрочем, еще она прощается с буфетом — символом домашнего благополучия. Роза даже встает на колени перед этим великаном из красного дерева и обращается к нему, как чеховский Гаев обращался к многоуважаемому шкафу.


Розе приходится прощаться со Двором, в котором прошла вся жизнь, потому что ее сыновья и внучка вздумали уехать в Израиль и забрать с собой стариков — мать и отца, «беспартийного коммуниста». Убежденный патриот, фронтовик Семен Марголин готов проклясть детей за такое предательство, но с помощью мамы Розы его как-то удается подвигнуть на переезд. Сыновья Розы и Семена давно уже взрослые, состоявшиеся люди. Оба сделали карьеру в Москве. Старший Борис — крупный ученый-физик, младший Леонид — талантливый и амбициозный хирург. Он главный инициатор отъезда. Ему кажется, что здесь его зажимают по причине «пятого пункта». Он убедил в необходимости эмигрировать брата — вдовца с юной дочерью-студенткой, человека интеллигентного и податливого. Братьев замечательно сыграли в спектакле Товстоногова звезды театра им. Станиславского той поры — Леонид Сатановский (Борис) и Владимир Коренев (Леонид). Их дуэт — словно спектакль в спектакле. «Ведет» резкий, напористый Леонид. Коренев отлично создал образ холодного человека, заложника собственных устремлений. Он цинично использует то доверие, что питает мать к старшему брату, заставляет Бориса подлизываться и постепенно склонять стариков к мысли о переезде. Римма Быкова играет свою Розу как человека бесконечно жертвенного, но отнюдь не лишенного принципов. На таких, как Роза, держится мир — к такой мысли волей-неволей приходишь, посмотрев спектакль до конца. Она пережила еврейские погромы, войну, голод и холод. Но никогда у нее не было времени отчаиваться — надо было в любых условиях кормить семью, учить и лечить детей. Она покоряется воле детей не потому, что у нее нет своей, а просто потому, что ее долг — быть рядом с родными, охранять их душевный покой, создавать вокруг уют. Оттого не сразу складываются ее отношения с внучкой, хамоватой студенткой столичного института. Женя (Е. Клищевская) в пьесе и спектакле, пожалуй, наиболее схематичный образ: поначалу она отвечает за все свое избалованное поколение, потом она — жертва взрослых игр. Приехав в Одессу с отцом и дядей, девица влюбляется в славного парня Федю (Николай Стоцкий) и уже не хочет ни в какой Израиль. Но поздно — советский паспорт сдан, квартиры проданы, путь назад отрезан.


Драма Аркадия Ставицкого в постановке Александра Товстоногова приобрела такое пронзительное звучание еще и потому, что режиссер добился удивительной узнаваемости, достоверности среды. Приметы быта тут же включают в зрительском подсознании кнопку «Верю», а актерское существование не может не вызвать сочувствия к их несчастным героям. Конечно, самая колоритная партия — у Риммы Быковой, но хороши и другие персонажи-одесситы: отец семейства, пожилой активист Семен Марголин (Ю. Мальковский). Он носит очки на резинке, заводит старинный патефон, но громит в речах капиталистов. Смех в зрительном зале звучит на выходах дворового ловеласа, оборотистого Жорика (И. Радов) — его речь пересыпана уморительными образчиками одесского жаргона. Фактура знаменитого приморского города ненавязчиво, но в достаточной мере присутствует в спектакле и разбавляет напряженность атмосферы, оттеняет драматизм семейных и исторических катаклизмов. В конечном итоге, это история не только про то, как уезжали евреи из СССР. Это еще один горький сюжет про разорение гнезда, дома. И в этом он продолжает тему чеховскую, булгаковскую.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Михаил Бычков
  • 2013
  • 140 мин

Воронежский Камерный театр

  • Драма
  • Евгений Писарев
  • 2013
  • 128 мин

Московский драматический театр им. А.С. Пушкина

  • Драма
  • Александр Марин
  • 2016
  • 160 мин

Московский театр-студия под руководством О. Табакова

Прямые трансляции вечеров Третьяковской галереи на «Культура.РФ»

Третьяковская галерея — Марина Цветаева и Борис Пастернак: диалог в стихах и письмах

Легенда ХХ века - Анна Ахматова

Вспоминаем лиричное стихотворение номинантки на Нобелевскую премию

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Все самые интересные события Петербурга — в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Главные выставки, посвященные переломному этапу.

Подробнее

Зрители увидят самые интересные постановки.

Подробнее

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть