Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Жизнь Клима Самгина

Московский академический театр имени В.В. Маяковского | 1986 | СССР | Драма | 136 мин.
Режисcёр: Андрей Гончаров, Алина Казьмина
В ролях: Анатолий Ромашин, Александр Лазарев, Ольга Прокофьева, Александр Фатюшин, Надежда Бутырцева, Сергей Рубеко, Виктор Власов, Адольф Ильин, Татьяна Муха, Владимир Сальников (II), Ирина Домнинская, Александр Парра, Наталья Гундарева, Галина Анисимова, Карп Мукасян, Борис Тенин
2217

Спектакль по одноименному роману Максима Горького появился в афише театра им. Вл. Маяковского в 1981-м году, а работа над ним велась долгие восемь лет. Перенести на сцену произведение столь масштабное непросто. Действие романа охватывает не одно десятилетие на рубеже XIX и XX веков, в нем масса персонажей. И авторы литературной основы спектакля умудрились сохранить все основные линии, героев этого эпического произведения. Оригинальный проект Российского Молодежного Театра «Берег утопии» — хит наших дней — может быть сравним с «Жизнью Клима Самгина» театра им. Маяковского. Тот же временной размах: герои проходят путь от юности до зрелости, и героев этих много. Они также озабочены судьбой России, исповедуют подчас радикальные идеи и подвергаются за то гонениям. Герои Горького — революционеры и сочувствующие — как раз те, кого разбудил колокол Герцена — одного из главных героев пьесы Тома Стоппарда и спектакля Алексея Бородина «Берег утопии».


«Жизнь Клима Самгина» поставил многолетний художественный руководитель театра им. Маяковского, легендарный режиссер и педагог Андрей Гончаров. Даже в контексте всех его спектаклей, вошедших в историю советского театра, «Жизнь» видится событием значительным. Спектакль-махина (он состоит из двух действий, каждое около двух часов) смотрится с неослабевающим интересом благодаря точной, четкой композиции и хорошему ритму. В многонаселенном спектакле нашлись роли для звезд и начинающих (тех, кого сегодня мы называем звездами). Но, главное — это впечатляющий образ Самгина, рефлексирующего русского интеллигента. Образ на все времена. Его сомнения, метания, внутренний конфликт были актуальны и созвучны зрителям 1980-х (особенно в предперестроечные и перестроечные годы), они выглядят и звучат свежо сейчас.


Сыграли Самгина в спектакле Гончарова два актера. Молодого — Владимир Сальников, того, что постарше — Анатолий Ромашин. Последний практически все время находится на сцене. Спектакль построен как воспоминания Самгина: сцены прошлого одна за другой вспыхивают в его сознании и тут же разворачиваются на подмостках, а он сидит в кресле сбоку и глядит на свою жизнь. И ведет диалог с собой: отражение в зеркале вышло из-под контроля и, вместо того, чтобы отражать, обращается напрямую к совести, провоцирует на неприятное самокопание. А вспоминать пришлось в связи с неожиданным визитом ротмистра сыскного ведомства — тот задает вопросы, заставляет возвращаться к событиям далеких дней. Полицейского сыграл Александр Лазарев-старший, и знаменитое обаяние актера тут призвано помочь его герою расположить к себе Самгина, вынудить пойти на сотрудничество с органами. Он пробует завоевать доверие подозреваемого, но Самгин отвечает ему с брезгливостью, тогда ротмистр пугает, шантажирует... Их напряженный разговор-поединок — каркас спектакля, на котором «построен» массив жизни Клима Самгина.


Трудно вообразить, кто, кроме Ромашина, еще мог бы стать столь совершенным камертоном этого масштабного спектакля. Он играет и Самгина, и нечто большее — вечный тип амбициозного труса. Манера актера тяготеет к методу отстранения, он рисует точный образ, но при этом сохраняет дистанцию между собой и героем. Телеверсия спектакля подарила бесценную возможность наблюдать за игрой актера на крупных планах, где видны мельчайшие нюансы внутренней борьбы Самгина с собственными страхами и ошибками прошлого. Молодой коллега Ромашина Владимир Сальников в своей части истории проводит Самгина от точки гимназической юности до пункта среднего возраста, отлично передает, как герой его прощается с порывами и иллюзиями, как подергивается ряской цинизма его душа.


Столь же богат спектакль Гончарова на удачи в области женских ролей. Ирина Домнинская сыграла мать Клима, зрелую кокетку и хозяйку открытого дома. Галине Анисимовой досталась непростая партия богачки Зотовой. Днем она торгуется, лихо скупает чужие имения, а по ночам участвует в радениях таинственной религиозной секты. В небольшой, но важной роли задействована в спектакле Наталья Гундарева, она играет белошвейку Риту. К ней отправлен матерью Клим на обучение искусству любви. Еще одна дама легкого поведения появится в спектакле — парижская жрица любви Лиз в исполнении молодой Людмилы Нильской. Но самая, пожалуй, важная женская партия — Лидия, возлюбленная и жена Самгина. Ее сыграла Ольга Прокофьева, ныне королева острохарактерных, комических ролей. В ее Лидии тоже много смешного — девушка она экзальтированная, с претензией. Но все-таки главная искра, которую высекает актриса в отношении к своей героине, жалость. Грех смеяться над таким несчастным существом. Еще больше Клима она стремится засунуть голову в песок, не пробивать в жизни свой путь.


Возвращаясь к разговору о мастерской композиции спектакля, стоит добавить, что немало способствует поддержанию многочасовой конструкции музыка — скупо, но точно используемые фрагменты из произведений Альфреда Шнитке. Тревожные и скорбные мелодии работают на атмосферу исторического хаоса и людской растерянности.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Яна Тумина
  • 2010
  • 97 мин

Большой театр кукол

  • Драма
  • Антонин Даусон
  • 1971
  • 49 мин

Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина — Александринский театр

  • Драма
  • Валерий Фокин
  • 1987
  • 166 мин

Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой

Прямая трансляция 23 октября в 19:00. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана, Павел Коган, Борис Петрушанский

Прямая трансляция 22 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Тайны женских портретов. Боттичелли, Рембрандт ван Рейн, Лиотар, Гойя, Давид, Ренуар

Прямая трансляция 22 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Академический Большой хор «Мастера хорового пения», Лев Конторович

Прямая трансляция 22 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

В гостях у сказки. Играет и рассказывает Полина Осетинская

Прямая трансляция 21 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Национальный филармонический оркестр России, Ли Бяо

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Камерный оркестр «Московия», Эдуард Грач

Прямая трансляция 21 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

Тысяча и одна ночь Шехерезады

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Оркестр Московской филармонии, Даниэль Райскин, Дмитрий Маслеев

Прямая трансляция 21 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Гретри. «Петр Великий»

Концертно-театральную программу покажут на фестивале актуальной классики Re:Formers.

Подробнее

Дирижировать будет Александр Сладковский, а ведущим станет Михаил Козырев.

Подробнее

Изображение будут проецировать на фасад Зимнего дворца и крейсер «Аврора».

Подробнее

Ее возглавят Николай Цискаридзе и Борис Эйфман.

Подробнее

Руководители, консультанты и участники секции провели пресс-конференцию, посвященную работе секции.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть