Искусство
Спектакль

Искусство

Московский драматический театр «Человек»

Год выхода:
2012
Страна производитель:
Россия
Жанр:
Драма
Длительность:
84 мин.
В ролях:
Кирилл Кяро, Олег Кассин, Алексей Шахбанов
Режиссёр:
Ольга Соколовская

За самую знаменитую работу французской писательницы Ясмины Резы «Искусство» («Art») взялся Театр-студия «Человек» ‒ значит, ждите неоднозначного спектакля, где можно увидеть то, что еще не случалось видеть ни в одной постановке этой пьесы на российской сцене.

Это история спора трех товарищей о картине дает возможность задуматься о живущем рядом с тобой человеке, его взглядах и вкусах. Наверное, именно поэтому сцена на время спектакля в Театре-студии «Человек» разделена на три разноцветных квадрата, в который помещен каждый из трех героев.

Комедию в одном действии по пьесе Ясмины Реза в переводе Елены Наумовой поставила режиссёр Ольга Соколовская. Один из трех товарищей покупает очень большую, очень дорогую и очень неоднозначную картину. Невинное приобретение приводит к совершенно непредвиденному развитию отношений между тремя мужчинами и, по сути, становится проверкой крепости их дружбы.

Спектакль «Искусство», завоевавший Золотой диплом Московского театрального фестиваля 2005‒2006 г. в номинации «Дебюты», рассказывает о миссии искусства. Иногда оно, бесцеремонно вмешиваясь в естественный ход событий, становится поводом проверки отношений между людьми и меняет направление. Иногда в полном молчании вдруг выступает в качестве механического рычага, с помощью которого начинает проявлять себя социальный вызов, ханжество и неприятие, отвращение и полная привязанность, безжалостность и участие... Искусство способно разрушить, но оно и созидает. Это кабала, но это и свобода от оков... Искусство бесцеремонно со временем и системами ценностей... Искусство трансформирует одно в другое и наоборот. И оно учит мастерству отличать одно от другого... Оно учит хладнокровному отношению к разного рода патетике, ведь ни что не является более верным основанием для шуток как патетика...

Интеллектуальная комедия Ясмин Реза «Art», наверное, единственный антрепризный спектакль на всю Россию, где нет никаких любовно-семейных коллизий. Здесь вообще нет женщин. Действующих лиц только трое. Трое мужчин ‒ Марк, Иван и Серж ‒ гордятся своей крепкой мужской дружбой. И вдруг она оказывается под угрозой разрушения. И вовсе не из-за какой-то там юбки. Это бы друзья еще пережили. Предмет их столкновений ‒ искусство (art). Причем самое что ни на есть современное, абстрактное искусство живописи, которое стоит бешеных денег и представляет собой всего-навсего белое-белое полотно...

Пьеса «Art» принадлежит перу француженки еврейского происхождения Ясмин Реза. Премьеру в 1994 году посетил Жак Ширак. Восхищенный политический деятель направил госпоже Реза письмо, обещая всяческую поддержку этому детищу театральной культуры Франции. В течение последующих лет «Art» игрался с успехом в Париже. Пьеса была переведена на 30 языков и шла на подмостках всего мира. В ней много разговоров о карьере, успехе и неуспехе, увлечениях и женщинах. Пьеса принесла Ясмине Реза просто шквальную мировую известность. Среди различных премий пьесы, которую называли «театральным бестселлером», — «Laurence Olivier Award», «Evening Standard Award» и «Tony Award». Говорят, во Франции на всех представлениях пьесы смех не смолкал от начала и до конца.

Итак, есть трое друзей ‒ Серж, Марк и Иван. Один из них ‒ врач-дерматолог, второй ‒ инженер, третий ‒ неудачливый коммерсант, в данный момент занимающийся канцтоварами; впрочем, их профессии значат немного; все трое ‒ хорошие люди. Их отношениям 15 лет, и вопреки всем нынешним традициям за эти годы они не стали более близкими, так и оставшись обыкновенной мужской дружбой, в чем-то, быть может, банальной. Но однажды Серж купил злополучного Антриоса, что выводит из себя Марка, отказывающегося понимать, как можно выложить 200 тысяч франков за абсолютно белую картину с тремя белыми полосами по диагонали («белое дерьмо», как тут же, с известной метафоричностью, обзывает ее Марк). Иван пытается примирить не на шутку враждующие стороны, за что в результате получает удар в ухо. Примирение в финале, кажется, дает надежду на то, что дружба не окончательно расстроилась из-за попавшейся ей на пути «ерунды».