Чехов-gala
Спектакль

Чехов-gala

Российский государственный академический молодежный театр

Год выхода:
2012
Страна производитель:
Россия
Жанр:
Комедия
Длительность:
114 мин.
В ролях:
Алексей Маслов, Андрей Бажин, Дарья Семенова, Александр Доронин, Олег Зима, Рамиля Искандер, Алексей Веселкин, Мария Рыщенкова
Режиссёр:
Алексей Бородин

В юбилейный для А.П. Чехова год, каких только спектаклей не появлялось на столичных сценах по его драматургии. Но все больше обращались к очередным интерпретациям на темы основных его пьес. Режиссер же Алексей Бородин вместе с актерами своего театра решили, что день рождения — это праздник, а на празднике должно быть весело, и поставили четыре чеховских водевиля, увенчав их монологом «О вреде табака».

Получилась очень живая история, сдобренная шутками и смехом, но не без чеховской же грусти. История о любви и браке. Разъятые на эпизоды и смонтированные в единое сценическое полотно водевили сложились в очень ясную картину отношений между мужчиной и женщиной. От внезапной всепоглощающей страсти («Медведь»), через сватовство («Предложение») и сам обряд («Свадьба») к будням семейной жизни («Юбилей») и ее полному краху («О вреде табака»).

Алексей Бородин вместе со своим многолетним соавтором художником Станиславом Бенедиктовым создали сценическую конструкцию — зала помещичьего дома, в которой свободно чувствуют себя все тридцать персонажей. Причем герои разных историй, даже находясь одновременно на сцене, ни в коей мере не мешают друг другу, но, напротив, служат своеобразным человеческим фоном — напоминанием, а порой и предостережением.

Но увы, к предостережениям никто не желает прислушиваться. И еще минуту назад готовые в прямом смысле убить друг друга вдовушка Попова (Мария Рыщенкова) и помещик Смирнов (Илья Исаев) уже, как в омут, бросаются в объятия друг друга. Хотя совсем рядом ведут свой нескончаемый, полный взаимных попреков и претензий спор, знакомый многим семейным парам, еще даже неженатые Наталья Степановна (Дарья Семенова) и Ломов (Александр Доронин). Свадьба Апломбова (Виктор Потапешкин) и Дашеньки (Ирина Таранник) идет своим чередом, хотя буквально перед их глазами предстает наглядное изображение будущей семейной жизни — банкир Шипучин (Алексей Веселкин) никак не может найти спасения от своей очаровательной, но невыносимой в своей болтовне женушки (Рамиля Искандер), а конторщик Хирин и вовсе рассказывает, как с топором гонялся за собственной благоверной.

РАМТовские актеры играют в этом спектакле со всем задором своей собственной молодости. Порой складывается ощущение, что даже заслуженные и народные артисты здесь вспоминают собственную студенческую юность, свои первые показы на учебной сцене и возвращают это все сейчас, на подмостки. Каждый образ продуман так, как его не может простроить один только режиссер — подобное под силу лишь тогда, когда актер без остатка отдается и самостоятельной работе над ролью. Когда каждый выход, каждое движение, каждый взгляд хочется наполнить и расцветить бездной смыслов. Действие буквально рассыпается по всему сценическому пространству, вспыхивая то здесь, то там яркими сольными «номерами», которые, однако, никак не нарушают целостности всего происходящего. А влюбленные и женатые пары все продолжают настойчиво не замечать того, к чему режиссер подводит свою историю.

Только к финалу, когда все разбегающиеся сюжетные линии приходят к своему условно счастливому финалу и все затихают, в центр залы выходит лектор Нюхин (Алексей Маслов), лишенный своей женой какого-либо человеческого достоинства, и читает лекцию «О вреде табака», а по сути — о вреде семейной жизни. И вот тогда-то все эти молодые пары — только-только обвенчавшиеся, находящиеся на пороге свадьбы или надеющиеся еще как-то удержать свой брак, — в гулкой тишине слушают полные отчаяния слова Нюхина: «Бежать, бросить все и бежать без оглядки... куда? Все равно куда... лишь бы бежать от этой дрянной, пошлой, дешевенькой жизни...». Вот только уже поздно — и всем им остается лишь одно — затянуть заунывную, безысходную мелодию «Камыша» и застыть, словно в ожидании грядущих драм.

И вот в этом финале герои, что все два часа сценического действия казались персонажами водевильными, яркими и комическими, вдруг покажут совсем иное лицо. Лицо тех, кто станет действующими лицами не одноактных, а больших чеховских пьес.

В подборках

Выбор Григория Заславского. Шесть спектаклей
Спектакли, которые необходимо посмотреть прямо сейчас.

Смотрите также

Цари
Драма
2018
149 мин
Оттенки
Драма
2018
86 мин
Антигона
Драма
2018
76 мин
Пилорама плюс
Драма
2018
72 мин