Чехов-gala
Спектакль

Чехов-gala

Российский государственный академический молодежный театр

Год выхода:
2012
Страна производитель:
Россия
Длительность:
114 мин.
Жанр:
Комедия
В ролях:
Алексей Маслов
,
Андрей Бажин
,
Дарья Семенова
,
Александр Доронин
,
Олег Зима
,
Рамиля Искандер
,
Алексей Веселкин
,
Мария Рыщенкова
Режиссёр:
Алексей Бородин

В юбилейный для А.П. Чехова год, каких только спектаклей не появлялось на столичных сценах по его драматургии. Но все больше обращались к очередным интерпретациям на темы основных его пьес. Режиссер же Алексей Бородин вместе с актерами своего театра решили, что день рождения — это праздник, а на празднике должно быть весело, и поставили четыре чеховских водевиля, увенчав их монологом «О вреде табака».

Получилась очень живая история, сдобренная шутками и смехом, но не без чеховской же грусти. История о любви и браке. Разъятые на эпизоды и смонтированные в единое сценическое полотно водевили сложились в очень ясную картину отношений между мужчиной и женщиной. От внезапной всепоглощающей страсти («Медведь»), через сватовство («Предложение») и сам обряд («Свадьба») к будням семейной жизни («Юбилей») и ее полному краху («О вреде табака»).

Алексей Бородин вместе со своим многолетним соавтором художником Станиславом Бенедиктовым создали сценическую конструкцию — зала помещичьего дома, в которой свободно чувствуют себя все тридцать персонажей. Причем герои разных историй, даже находясь одновременно на сцене, ни в коей мере не мешают друг другу, но, напротив, служат своеобразным человеческим фоном — напоминанием, а порой и предостережением.

Но увы, к предостережениям никто не желает прислушиваться. И еще минуту назад готовые в прямом смысле убить друг друга вдовушка Попова (Мария Рыщенкова) и помещик Смирнов (Илья Исаев) уже, как в омут, бросаются в объятия друг друга. Хотя совсем рядом ведут свой нескончаемый, полный взаимных попреков и претензий спор, знакомый многим семейным парам, еще даже неженатые Наталья Степановна (Дарья Семенова) и Ломов (Александр Доронин). Свадьба Апломбова (Виктор Потапешкин) и Дашеньки (Ирина Таранник) идет своим чередом, хотя буквально перед их глазами предстает наглядное изображение будущей семейной жизни — банкир Шипучин (Алексей Веселкин) никак не может найти спасения от своей очаровательной, но невыносимой в своей болтовне женушки (Рамиля Искандер), а конторщик Хирин и вовсе рассказывает, как с топором гонялся за собственной благоверной.

РАМТовские актеры играют в этом спектакле со всем задором своей собственной молодости. Порой складывается ощущение, что даже заслуженные и народные артисты здесь вспоминают собственную студенческую юность, свои первые показы на учебной сцене и возвращают это все сейчас, на подмостки. Каждый образ продуман так, как его не может простроить один только режиссер — подобное под силу лишь тогда, когда актер без остатка отдается и самостоятельной работе над ролью. Когда каждый выход, каждое движение, каждый взгляд хочется наполнить и расцветить бездной смыслов. Действие буквально рассыпается по всему сценическому пространству, вспыхивая то здесь, то там яркими сольными «номерами», которые, однако, никак не нарушают целостности всего происходящего. А влюбленные и женатые пары все продолжают настойчиво не замечать того, к чему режиссер подводит свою историю.

Только к финалу, когда все разбегающиеся сюжетные линии приходят к своему условно счастливому финалу и все затихают, в центр залы выходит лектор Нюхин (Алексей Маслов), лишенный своей женой какого-либо человеческого достоинства, и читает лекцию «О вреде табака», а по сути — о вреде семейной жизни. И вот тогда-то все эти молодые пары — только-только обвенчавшиеся, находящиеся на пороге свадьбы или надеющиеся еще как-то удержать свой брак, — в гулкой тишине слушают полные отчаяния слова Нюхина: «Бежать, бросить все и бежать без оглядки... куда? Все равно куда... лишь бы бежать от этой дрянной, пошлой, дешевенькой жизни...». Вот только уже поздно — и всем им остается лишь одно — затянуть заунывную, безысходную мелодию «Камыша» и застыть, словно в ожидании грядущих драм.

И вот в этом финале герои, что все два часа сценического действия казались персонажами водевильными, яркими и комическими, вдруг покажут совсем иное лицо. Лицо тех, кто станет действующими лицами не одноактных, а больших чеховских пьес.

В подборках

Спектакли по произведениям Антона Чехова
«Три сестры», «Чайка», «Вишневый сад» и другие пьесы классика.
Выбор Григория Заславского. Шесть спектаклей
Спектакли, которые необходимо посмотреть прямо сейчас.
Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.