Юность Максима
Художественные фильмы

Юность Максима

Год выхода:
1935
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Длительность:
91 мин.
В ролях:
Борис Чирков, Степан Каюков, Валентина Кибардина, Михаил Тарханов, Александр Кулаков, Ирина Гошева
Режиссёры:
Григорий Козинцев, Леонид Трауберг
Производитель:
Ленфильм

Отрывок из книги Неи Зоркой «Кино. Театр. Литература»:

Излюбленный герой Г. Козинцева и Л. Трауберга, их «человек раздавленной эпохи», по пути от ранних картин к «Трилогии о Максиме» претерпел метаморфозу.

Он не исчез совсем, но как бы разделился в сюжете «Юности Максима» на три ипостаси. «Жили в Санкт-Петербурге за Нарвской заставой три товарища» – такова первая надпись в «Юности Максима», напоминающая зачин сказки. Молодому русскому рабочему перед революцией открывались, как получается, три возможных жизненных перспективы. В экспозиции фильма их олицетворением становятся трое неразлучных друзей с питерских заводских задворков.

Первый, красивый кудрявый силач Андрей, погиб в цеху, в аварии из-за неисправности машины – он в буквальном смысле был «раздавлен эпохой», точнее – несправедливым социальным строем.

Второй, добродушный усатый Дема, спился (чистая русская доля!), в пьяном виде ударил полицейского и был повешен. Нет, это не путь борьбы с режимом – как бы внушают нам с экрана.

Верный путь только один – в большевики, в подполье, где подготавливается пролетарская революция.

И этот путь выбрал третий товарищ, Максим.
<...>
Г.М. Козинцев неоднократно и настойчиво подчеркивал традицию «низких жанров» в «Юности Максима». Еще в 1937 году, когда работа над трилогией продолжалась, но, увы, уже в несколько ином (потребованном цензурой) направлении, он следующим образом разбирал в лекции, прочитанной студентам Всесоюзного государственного института кинематографии, первую часть «Юности Максима»:

«Начинается с того, что выходит Дема и читает монолог репризного типа. Текст такой: «Приснился мне чудный сон, будто выдали нам к празднику неразменный рубль, хоть – ешь, хоть – пей, а рубль при тебе остается. И потом ты мне приснился. Будто пошли мы с тобой на Литейный проспект невест выбирать и попали в участок. Пристав у нас рубль отобрал, а нас велел похоронить. Лежим мы с тобой в могиле и поем «Боже, царя храни!».

Дальше первое появление Максима, будущего героя: раздается крик «Кукареку!», на забор кто-то выбрасывает лохматую дворняжку, появляется Максим и в подчеркнуто эстрадной манере поет «Крутится, вертится шар голубой». Появление горничной, которую они тискают, и их уход с куплетами. Дальше сцена убегающей от мастера Наташи (девушка-подпольщица, которая носит большевистские листовки в цеха. – Н. З.): парни направляют мастера по другому пути и спасают ее. Разговор с Наташей, прокламации и французская борьба: «Прокламации – это нам не интересно, а вот Борьба!» Один изображает духовой оркестр, другой – парад борцов.

Приход в цех. Максима вызывает заведующий, и начинается разговор совершенно в духе Уленшпигеля, то есть построенный на том, что якобы туповатый парень оказывается хитрее хозяина.

Типичная фольклорная сцена. В народных сказках таких сцен сколько угодно. Дальше, после веселой сцены, вызывающей смех зрителя, когда Максим декламирует «Антона Кречета», – переключение на драму. Приходит известие о том, что убили друга. Резкое переключение с комического на трагическое... Монолог Максима в тюрьме, разговор с самим собой и пение тюремной песенки. Охранка. Комбинация трюков. Максиму говорят: «Скажи четко и разборчиво: «кукуруза». Максим говорит какую-то ерунду...»

Продолжая «распускать ткань фильма» по методике, подсказанной самим автором, мы убедимся в том, что не только репризы, аттракционы-вставки, эстрадные номера, то есть аранжировка сюжета, но и само строение сюжета значительно ближе к «пинкертоновщине», чем к реалистической жизненной истории. Подпольная деятельность большевистской партии, конспиративные квартиры, замаскированные типографии, листовки-прокламации, явки, сходки и маевки, за которыми охотится полиция и сыск, – все это смотрится на экране серией захватывающих приключений.

Начинается с упомянутого Козинцевым эпизода побега Наташи от заводского мастера-шпика – в ситуацию оказываются втянуты друзья-рабочие.

Эта отлично выполненная динамичная сцена (с необходимой для приключенческого жанра погоней за девушкой) развертывается на свалке металлического заводского лома, на кучах каких-то огромных болтов и гаек. А дополняет композицию эффектно снятый фабричный пейзаж с дымящимися трубами и железной дорогой.

Главная героиня фильма, о которой мы узнаем только то, что зовут ее Наташей и что она в большевистском подполье, круглолицая, с русским прямым пробором в гладко зачесанных темных волосах – именно она-то и является двигателем сюжета. Она – «старшая», и это она вовлекает простодушного неоперившегося Максима в большевистскую нелегальщину.

Завязывается здесь и любовь, но лишь в глубоком подтексте, без слов и признаний – поцелуй только в самом конце фильма, при прощании героев, когда Максима, уже самостоятельного подпольщика, направляют из Питера на Волгу, в рабочее Сормово.

Информация для учителя.

Лекция о фильме «Юность Максима»

Лектор: Елена Драпеко.

В подборках

Московский кинофестиваль: начало истории
Первый Международный кинофестиваль в Москве  открылся картиной "Чапаев"

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин