0+

Головокружение

Драма
1958
129 мин
США
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя

Детектив Скотти Фергюсон вынужден уйти в отставку. Из-за боязни высоты он не смог помочь своему напарнику, и тот погиб. Фергюсон мучается угрызениями совести и приступами страха. Его нанимают следить за женщиной по имени Мадлен, которая якобы изменяет мужу. У Мадлен не всё в порядке с психикой, она явно пытается покончить с собой. Скотти влюбляется в Мадлен, но она бросается с колокольни и погибает. Спустя несколько лет Скотти встречает девушку, очень похожую на Мадлен. У них завязывается роман, и Скотти невольно старается сделать так, чтобы девушка полностью превратилась в ту, которую он любил. Вскоре оказывается, что эта девушка и есть Мадлен, а Скотти втянули в очень грязную и замысловатую игру.

Фильм Альфеда Хичкока «Головокружение» был скептически принят зрителями и критиками. Для детектива в нем было слишком мало действия, а сама история казалась слишком затянутой. Огромные нарекания вызвало решение режиссера раскрыть секрет Мадлен задолго до конца фильма. Хичкок считал, что сюжетное напряжение возникает лишь в том случае, когда зритель знает больше персонажа, но не знает, чем всё в итоге закончится. Джеймс Стюарт, по мнению многих, был слишком стар для роли детектива-любовника. Американской публике не понравилось отсутствие хэппи-энда и внезапность развязки. Хичкок даже снял альтернативную концовку, где был хотя бы намёк на возмездие за преступление, но в прокатный вариант данная версия не вошла. Когда много лет спустя после смерти режиссера отреставрированный фильм вышел на экраны, оказалось, «Головокружение» — фильм настолько новаторский, что сразу занял, и по-прежнему занимает, лидирующие места в рейтингах критиков всего мира.

Безусловно, Хичкок очень тщательно выстраивал драматургию фильма, поменяв нескольких сценаристов. Он много работал с актрисой Ким Новак, которая должна была сыграть одновременно двух героинь — Мадлен и похожую на неё Джуди. Одну и ту же женщину в двух образах: Джуди выдает себя за Мадлен, чтобы обмануть Фергюсона, и женщину, которую пытаются сделать той, которой она притворяется: Скотти заставляет Джуди сменить цвет волос и стиль одежды, чтобы она походила на Мадлен. Это сочетание нескольких, пусть ложных, личностей в одной женщине должно было пугать и привлекать зрителя. Загадка усиливалась и построением кадра: зрителю не удавалось «приблизиться» к Мадлен, разглядеть её, поэтому после её смерти он вместе со Скотти искал в Джуди сходство с Мадлен. Камера совершает непривычные для зрителя детективов движения, повторяя направление взгляда Скотти, что дезориентирует, но позволяет глубже прочувствовать состояние героя.

Особенное внимание уделено визуальному отображению страха высоты. Самый известный кадр из «Головокружения» — передача взгляда Скотти сверху-вниз с верхнего этажа внутри высокой башни. Изображение как бы вытягивается, и расстояние до нижнего этажа кажется ещё больше. Технически это было почти невозможно решить. Для создания эффекта требовалось резко поднять камеру вверх, используя «наезд» в самой камере. Хичкоку пришлось строить макет башни с лестницами, положить его на бок и снимать, отъезжая на обычной тележке.

Среди всех фильмов Хичкока «Головокружение» — один из самых обсуждаемых, и абсолютный лидер по количеству интерпретаций. Для современного зрителя особенно важны визуальные находки, передающие внутреннее состояние человека.

В ролях: Джеймс Стюарт, Ким Новак, Барбара Бел Геддес, Том Хелмор, Генри Джонс, Рэймонд Бэйли, Эллен Корби, Константин Шэйн, Патрик Ли, Дэвид Адар и другие
Режиссер: Альфред Хичкок
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна