Аталанта
Художественные фильмы

Аталанта

Год выхода:
1934
Страна производитель:
Франция
Жанр:
Длительность:
83 мин.
В ролях:
Мишель Симон, Дита Парло, Жан Дасте, Жиль Маргаритис, Луи Лефевр
Режиссёр:
Жан Виго

Сельская девушка Жюльетт выходит замуж за моряка Жана, владельца речной баржи «Аталанта». Судно становится ее новым домом. Команду, помимо молодоженов, составляют мальчишка-матрос и колоритный папаша Жюль (эту роль исполнил легендарный французский актер Мишель Симон), любитель кошек и дешевого антиквариата. Вездесущие кошки и попойки Жюля, непростой моряцкий быт, трения в экипаже и ревность любимого мужа несколько омрачают медовый месяц. Наконец баржа прибывает с грузом в Париж. Жюльетт надеется прогуляться по городу, о котором всегда мечтала.

Однако в первом же кабачке супруг затевает драку с навязчивым поклонником, пара ссорится. Жюльетт все-таки отправляется в город, а баржа снимается с якоря, не дождавшись хозяйки. Но чем дальше уходит «Аталанта», тем яснее и капитан, и все ее обитатели понимают, что им жизненно необходимо вернуться назад.

«Аталанта» стала первой и последней большой работой Жана Виго – 29-летний режиссер тяжело болел и умер, едва закончив картину. Предыдущий его фильм, среднеметражный «Ноль за поведение», был запрещен цензурой, как считается, за едкую сатиру на школьное религиозное образование. Чтобы как-то поддержать талантливого автора, его продюсер нашел для Виго наиболее безобидный, проходной мелодраматический сюжет о ссоре и примирении влюбленных. Но даже на таком простеньком материале режиссер «Аталанты» умудрился создать программную ленту, из которой выросли во многом и неореализм, и французская «новая волна» рубежа 50–60-х годов XX века с Жан-Люком Годаром и Франсуа Трюффо. Критики и сегодня отмечают небывалую свободу и свежесть картины. Актеры в кадре ведут себя столь непринужденно, порывисто и в то же время психологически достоверно, что это кажется импровизацией. А откровенные, интимные сцены сняты с такой чувственностью и поэтичностью, что позавидует любой современный режиссер.

Поэзию Жан Виго сумел увидеть не только в эротике, но и в индустриальных пейзажах, доках, причалах грузового порта, замусоренных пустырях. Нашлось в фильме место и социальному подтексту: в путешествии по Парижу Жюльетт попадаются не открыточные виды и Эйфелева башня, а очереди безработных у закрытых заводских ворот, вокзальные воры, бесцеремонные прохожие, полицейские. Но в этом как раз и видится поклонникам Виго живая, непридуманная реальность. И героиня в изящном пальто и туфельках ничуть не диссонирует с таким антуражем.
«Аталанта» со времени своего создания существовала в различных версиях. Для французского проката в 30-х некоторые сцены были вырезаны, перезаписали саундтрек и даже изменили название, сделав лейтмотивом популярную в то время песенку «Шаланда проплывает мимо». После Второй мировой основатель Французской синематеки Анри Ланглуа предпринял попытку отреставрировать первоначальную, режиссерскую версию «Аталанты».

В 1990-м в Лондоне обнаружили оригинальную копию 1934 года, которая теперь считается наиболее близкой к монтажу, осуществленному при участии Жана Виго.

С 1951 года во Франции вручается кинопремия имени Жана Виго – чаще всего ею отмечаются достижения молодых режиссеров.