0+

Аталанта

Драма
1934
83 мин
Франция
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя

Сельская девушка Жюльетт выходит замуж за моряка Жана, владельца речной баржи «Аталанта». Судно становится ее новым домом. Команду, помимо молодоженов, составляют мальчишка-матрос и колоритный папаша Жюль (эту роль исполнил легендарный французский актер Мишель Симон), любитель кошек и дешевого антиквариата. Вездесущие кошки и попойки Жюля, непростой моряцкий быт, трения в экипаже и ревность любимого мужа несколько омрачают медовый месяц. Наконец баржа прибывает с грузом в Париж. Жюльетт надеется прогуляться по городу, о котором всегда мечтала.

Однако в первом же кабачке супруг затевает драку с навязчивым поклонником, пара ссорится. Жюльетт все-таки отправляется в город, а баржа снимается с якоря, не дождавшись хозяйки. Но чем дальше уходит «Аталанта», тем яснее и капитан, и все ее обитатели понимают, что им жизненно необходимо вернуться назад.

«Аталанта» стала первой и последней большой работой Жана Виго — 29-летний режиссер тяжело болел и умер, едва закончив картину. Предыдущий его фильм, среднеметражный «Ноль за поведение», был запрещен цензурой, как считается, за едкую сатиру на школьное религиозное образование. Чтобы как-то поддержать талантливого автора, его продюсер нашел для Виго наиболее безобидный, проходной мелодраматический сюжет о ссоре и примирении влюбленных. Но даже на таком простеньком материале режиссер «Аталанты» умудрился создать программную ленту, из которой выросли во многом и неореализм, и французская «новая волна» рубежа 50–60-х годов XX века с Жан-Люком Годаром и Франсуа Трюффо. Критики и сегодня отмечают небывалую свободу и свежесть картины. Актеры в кадре ведут себя столь непринужденно, порывисто и в то же время психологически достоверно, что это кажется импровизацией. А откровенные, интимные сцены сняты с такой чувственностью и поэтичностью, что позавидует любой современный режиссер.

Поэзию Жан Виго сумел увидеть не только в эротике, но и в индустриальных пейзажах, доках, причалах грузового порта, замусоренных пустырях. Нашлось в фильме место и социальному подтексту: в путешествии по Парижу Жюльетт попадаются не открыточные виды и Эйфелева башня, а очереди безработных у закрытых заводских ворот, вокзальные воры, бесцеремонные прохожие, полицейские. Но в этом как раз и видится поклонникам Виго живая, непридуманная реальность. И героиня в изящном пальто и туфельках ничуть не диссонирует с таким антуражем.
«Аталанта» со времени своего создания существовала в различных версиях. Для французского проката в 30-х некоторые сцены были вырезаны, перезаписали саундтрек и даже изменили название, сделав лейтмотивом популярную в то время песенку «Шаланда проплывает мимо». После Второй мировой основатель Французской синематеки Анри Ланглуа предпринял попытку отреставрировать первоначальную, режиссерскую версию «Аталанты».

В 1990-м в Лондоне обнаружили оригинальную копию 1934 года, которая теперь считается наиболее близкой к монтажу, осуществленному при участии Жана Виго.

С 1951 года во Франции вручается кинопремия имени Жана Виго — чаще всего ею отмечаются достижения молодых режиссеров.

В ролях: Мишель Симон, Дита Парло, Жан Дасте, Жиль Маргаритис, Луи Лефевр
Режиссер: Жан Виго
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна