Выбор цели
Художественные фильмы

Выбор цели

Год выхода:
1974
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Биографический
Длительность:
121 мин.
В ролях:
Сергей Бондарчук, Николай Бурляев, Николай Волков, Сергей Десницкий, Георгий Жжёнов, Владимир Корецкий, Алла Покровская, Ирина Скобцева, Иван Соловьёв, Сергей Юрский, Михаил Ульянов
Режиссёр:
Игорь Таланкин

Игорь Таланкин попытался рассказать о том, как мир в XX веке пришел к созданию и использованию атомного оружия. Конечно, основное внимание в фильме уделено советской военной доктрине, отечественным деятелям науки и обороны — в первую очередь академику Курчатову. Его сыграл Сергей Бондарчук. «Его герой был тем идеальным лицом, каковое режим выдавал за свое собственное, — утверждает киновед Ирина Павлова («Новейшая история отечественного кино»). — Он олицетворял собой величие — величие народа (Андрей Соколов), величие поэта (Тарас Шевченко), величие ученого (академик Курчатов)».

«Выбор цели», естественно, не противоречил официальной установке, по которой СССР, разрабатывая атомное оружие, лишь защищался, реагировал на создание и применение подобного оружия американцами. С дистанции сегодняшнего дня любая тогдашняя попытка поднять такую исторически неоднозначную тему выглядит довольно уязвимой. «Он [Игорь Таланкин] искал и находил надежные, на его взгляд, способы защититься, — пишет киновед Александр Шпагин («Новейшая история отечественного кино»), — и тем самым выказывал несвободу от расхожего комплекса — это комплекс духовной несамостоятельности интеллигентского сознания, втайне мечтающего опереться на сильную власть или господствующий миф. В частном случае Игоря Таланкина таким прибежищем могла быть судьба гения («Чайковский») либо выдающейся личности («Выбор цели»)».

В большинстве случаев сцены из «западной жизни» в советском кино выглядели, скорее, фантазиями, опирающимися на штампы. Довольно таких сцен и в фильме «Выбор цели» — ведь среди персонажей тут и западные коллеги Курчатова, и политики середины века. Например, Иннокентий Смоктуновский сыграл самого Франклина Рузвельта, Сергей Юрский — «отца атомной бомбы» Роберта Оппенгеймера, а Марк Прудкин — Альберта Эйнштейна. Для авторов важно было показать, как по-особенному гуманны советские физики, создавшие оружие массового поражения. В сценарии и потом в фильме присутствовали программные дискуссии Курчатова с молодыми коллегами, в которых он последовательно обосновывал моральное право Советского Союза иметь свое атомное оружие. Одновременно с этим в фильме воспроизведена адская картина бомбардировки Хиросимы и Нагасаки — чтобы зрители пережили потрясение от бесчеловечных «экспериментов» американских ученых и военных. Сам «взрыв», приведенный на экране, на самом деле спецэффект, виртуозно сконструированный оператором Борисом Травкиным. Он снимал картину совместно с оператором Наумом Ардашниковым. В визуальном плане «Выбор цели» несколько уступает другим фильмам Таланкина, видимо, из-за преобладания скучноватых кабинетных сцен. Впрочем, это фильм изначально не поэтический, но в каком-то смысле политический.

В подборках

Сергей Юрский. Чацкий, Бендер, Циолковский
«Культура.РФ» вспоминает актерские работы Сергея Юрского.

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин