Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1994
  • Драма, История
  • Никита Михалков
  • 146 мин
  • 1969
  • Мелодрама, Литература
  • Андрей Кончаловский
  • 104 мин
  • 1986
  • Комедия, Мелодрама
  • Карен Шахназаров
  • 88 мин

Ленин в 1918 году

1939 | СССР | Историческое | 105 мин.
В ролях: Николай Боголюбов, Василий Ванин, Василий Марков, Дмитрий Орлов, Николай Охлопков, Николай Плотников, Николай Черкасов, Борис Щукин , Михаил Геловани , Зинаида Добина , Леонид Любашевский , Леонид Марков, Николай Черкасов
Режисcёр: Михаил Ромм
Производитель: «Мосфильм»
1280
Во второй части дилогии (после «Ленина в Октябре», 1937) автор сценария Александр Каплер и режиссер Михаил Ромм решили обратиться к событиям 1918 года. Позднее Михаил Ильич писал: «Летом 1938 года А. Каплер закончил сценарий второй ленинской картины. Она называлась «Ленин», но это название было слишком общим, и впоследствии тов. Сталин изменил его, назвав картину «Ленин в 1918 году». Опять мне пришлось включиться в работу над сценарием. Каплер увлекся детективно-приключенческой стороной покушения. Я постарался повернуть сценарий в несколько иную сторону, ввел сцену с кулаком, переработал эпизоды с Фанни Каплан, ввел фигуру предателя Синцова как сквозной образ и т. д.».

На этот раз все в фильме происходит в Москве. В Кремле работает первое послереволюционное правительство. В стране Гражданская война, проблемы с доставкой продуктов, общая разруха. Ленин (Борис Щукин) встречается с ходоками из народа, разговаривает и с кулаком из Тамбовской губернии (Николай Плотников). Встречается и с Горьким (Николай Черкасов).

Параллельно авторы вводят и линию заговорщиков, которые запланировали покушение на Ленина во время его выступления на заводе Михельсона. Выстрел Каплан (Наталья Ефрон) был опасным для здоровья, но не смертельным. Ленин выздоровел и вернулся к работе.

Уже признанный классик мирового кино Сергей Эйзенштейн в статье «Ленин в наших сердцах» («Известия, 06.04.1939) в фильме Михаила Ромма особенно выделил его режиссерское решение сцены покушения: «Вровень с игрою Щукина… средствами кинематографического письма достигнута почти телесная осязаемость этой кульминационной точки фильма.

Вот кадры выхода Ильича из заводского корпуса. Ильич — около старомодного автомобиля. Каплан — на фоне черного, как катафалк, кузова машины. Белый кружок окна — на его фоне. Подымающийся револьвер. Все так осязательно, все до такой степени ощутимо… Такова магия искусства. Искусства, которое жестоким медленным ритмом держит вас прикованным к последующей сцене, когда от отъехавшей машины среди толпы осталась пустая безмолвная дорога, и хочется кричать до тех пор, пока это безмолвие не взрывается на самом экране гневом и ненавистью народа к подлой убийце. Замечательно мастерство тех, кто в коллективном труде создал это произведение. Замечательна тема фильма. И замечательны те чувства, которые в нас будит этот прекрасный фильм».


Как и в случае с картиной «Ленин в Октябре», второй фильм дилогии был в 1956 году отредактирован и переозвучен в соответствии с политикой партии. Вторая ключевая роль в фильме Сталина (Михаил Геловани), как и персоны Ворошилова, Бухарина, остались лишь в первоначальной версии.

Особенности:

Лауреатами Сталинской премии I степени стали Михаил Ромм, Александр Каплер, Николай Охлопков, Борис Щукин (посмертно) за фильмы «Ленин в 1918 году» и «Ленин в Октябре» в 1941 году.

Авторы о фильме:

Михаил Ромм: «Ленин в 1918 году» снимался в совершенно других условиях, чем «Ленин в Октябре». Студия «Мосфильм» была в это время в расцвете своих сил. Коллектив студии сработался... Мы начали съемки в последних числах сентября и закончили картину в январе, то есть картина была снята меньше чем за 4 м[еся]ца. А ведь в картине огромная натура (Царицын, покушение на Ленина и т. д.), и метраж ее — 3700 метров!» (Избранные произведения. В 3 т. Т. 2. М., 1981).

Критика:

Юрий Ханютин: «…в фильме «Ленин в 1918 году» проявляются и те представления о взаимоотношениях народа и вождя, революции и интеллигенции, те концепции пролетарского гуманизма, которые все сильнее начали проступать в конце 30-х годов. В этом смысле знаменательны почти все прямые идеологические споры в фильме.

В начале картины Горький приходит к Владимиру Ильичу просить за арестованного профессора Баташова. Он ручается за его честность и лояльность. Ленин хмурится, пишет записочку Феликсу Эдмундовичу, и тут же «очень осторожно, как бы боясь прикоснуться к больному месту» говорит: «Но вообще, Алексей Максимович, мне хотелось бы сказать вам вот что... Вы делаете — огромное дело, а все эти «бывшие» только путаются у вас под ногами. Вот что я хотел вам сказать»…

…Преступление требовало наказания. Но оно оставалось за кадром. Однако идеологический итог этого эпизода подводится в картине, когда раненый Ленин обращается к Горькому: «Вот вам и решение нашего спора, Алексей Максимович! Нет, мы не были суровы... — он переводит дыхание. — Вот и мне досталось от интеллигенции... пуля!»

Надо отметить, что во второй редакции фильма, сделанной в 1957 году, были купированы некоторые сцены, акцентирующие тему предательства в партийной среде, такие как эпизод с Бухариным, где он выступает участником заговора против Ленина, указывает Василию заведомо ложную дорогу, и Василий не успевает на завод Михельсона, не успевает предотвратить покушение. Однако не эти сюжетные линии определяли общую атмосферу фильма. Главным в нем оставался образ Ленина…»
(История советского кино. Т. 2. М., 1973).

Контекст:

Григорий Чухрай: «…в то время когда другие забились в угол и молчали, Ромм решил противопоставить Сталину Ленина. Не исторического Ленина, а такого, который жил тогда в сознании народа. Такое противопоставление считалось величайшей крамолой и каралось расстрелом. А Ромм отважился.

В те годы вождей было принято изображать «монументально», как бы отлитыми в бронзе: недоступными, непостижимыми, обладающими высшей правдой. А в картинах Ромма Ленин предстал перед зрителями простым, доступным и человечным, совсем не похожим на монумент. Конечно, это было сделано с учетом обстоятельств, не в лоб, но наш зритель умел читать между строк...

...Многие кинематографисты после Ромма снимали фильмы о Ленине (важная тема, сулящая награды!), все эти жалкие попытки были похожи на серию «Жития святых». Сравнивая их с работами Михаила Ильича Ромма, я понял, что масштабы произведения определяются не масштабами темы, а масштабами личности художника.

Ромм не был угодником или апологетом сталинизма. Это либо недоразумение по незнанию, либо заведомая клевета. Я верю, что ленинские фильмы Ромма, несмотря ни на что, останутся в истории советской кинематографии как героический подвиг художника и гражданина.

Чем темнее ночь, тем ярче звезды. Ромм был одной из таких ярких звезд, светивших нам в темноте. По ним мы искали путь к демократии«
(«Искусство кино», № 10, 1997 год).

Смотрите также

  • 1971
  • Драма
  • Лариса Шепитько
  • 97 мин
  • 1969
  • Мелодрама, Литература
  • Андрей Кончаловский
  • 104 мин
  • 1988
  • Драма
  • Эльдар Рязанов
  • 94 мин
​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Будем помнить

С Днем Победы!

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Самые интересные культурные события Москвы на этих выходных в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть