Пышка
Художественные фильмы

Пышка

Год выхода:
1934
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
63 мин.
В ролях:
Галина Сергеева, Андрей Файт, Фаина Раневская, Петр Репнин, Татьяна Окуневская, Михаил Мухин, Анатолий Горюнов, Карл Гурняк, Валентина Кузнецова
Режиссёр:
Михаил Ромм

Черно-белый фильм Михаила Ромма, созданный по одноименной новелле Ги де Мопассана. Картина стала дебютом не только для режиссера, но и для знаменитой Фаины Раневской: до «Пышки» актриса играла только в театре.

Немой фильм вышел на экраны в 1934 году и только в 1955-м был дополнен музыкой и дикторским текстом.

Михаил Ромм, фрагмент книги «Беседы о кинорежиссуре», 1975 год:

«В апреле 1933 года меня вызвал директор и сказал, что если я возьмусь написать за две недели сценарий немой картины, в которой было бы не свыше десяти дешевых актеров, не больше пяти простых декораций, ни одной массовки и со сметой, не превышающей 150 тысяч, то мне дадут самостоятельную постановку.

<...>

– Со мной бывало и так, что вовсе не было ассистента. Например, на «Пышке». У меня был ассистент, но так как это была моя первая картина, то я еще не умел организовать ассистентскую работу. В «Пышке» есть грубые накладки.

<...>

Меня привлекла в «Пышке» идея сделать как бы одного многоголового человека. Я подумал так: вот интересный случай, есть как бы три действующих лица – Пышка, офицер и все остальные, которые мне представлялись самыми главными в картине. Я думал, что это собирательный образ буржуа, собирательный образ лицемерия, жадности, бесчестности, настырности, во всех его оттенках, это как бы один человек, разделенный на десять голов. И эта идея – один человек, разделенный на десять голов, – водила моей рукой, когда я писал режиссерский сценарий. Я старался искать не разницу между этими людьми, а сходство их между собой. Я не углублялся в характер каждого, а придавал им только черты внешней характерности и разрабатывал каждый эпизод таким образом, как будто бы каждый из них реагирует по-своему, но, если вы посмотрите внимательно, вы увидите, что они реагируют одинаково. Даже тот, кто не участвует, в общем, тоже участвует. Они одновременно негодуют, одновременно радуются, одновременно скучают, одновременно лицемерят, одновременно льстят Пышке или одновременно презирают ее.

<...>

Когда мне была поручена постановка «Пышки», я ничего не знал о работе с актером. Коллектив актеров, который я собрал, был довольно разношерстным. Здесь были очень опытные театральные актеры: Ф. Раневская, А. Горюнов, М. Мухин. Из них Раневская – талантливая актриса – снималась впервые. Были здесь театральные актеры, давно пришедшие в кино, ставшие профессиональными киноактерами, например П. Репнин и С. Левитина. Были молодые, не имевшие большого опыта театральные актрисы – Н. Сухотская, Г. Сергеева, Т. Окуневская. Были профессиональные киноактеры, никогда не работавшие в театре, – А. Файт, К. Гурняк. Была совсем неопытная киноактриса В. Кузнецова. И, наконец, играл довольно большую роль некто В. Лавринович. Я пригласил его на роль демократа Корнюде из-за необыкновенно роскошной бороды. Корнюде должен быть бородатым, а мне не нравились приклеенные бороды. Я знал, что в немом кинематографе работают с типажом и решился пригласить человека из-за его бороды. Одним словом, компания была очень разнообразная. Сейчас я бы призадумался, прежде чем собрать такой странный коллектив, в котором почти у каждого актера были своя школа, другие навыки, другое представление о методе репетиций, другие вкусы и другая манера исполнения».

Актриса Татьяна Окуневская («Татьянин день», «Искусство кино»,1994 год)

Как-то я побежала в булочную и вижу – двое мужчин ищут наш дом. Это меня! Меня! Из кино! Я быстро обежала их и взлетела по лестнице. Семь звонков… Меня приглашают сниматься на студию «Мосфильм» в мопассановскую «Пышку» на роль юной жены старого фабриканта Карре-Ламадона. Режиссер Михаил Ильич Ромм, мой нечаянный спаситель.<...>

И надо же так случиться, что почти год, каждую ночь, фильм снимается по ночам, потому что днем для студии не хватает электроэнергии, я среди первоклассных артистов. Это, наверное, единственный фильм, в котором все артисты все время вместе в дилижансе. Я одна не артистка, ничего не умею, и я не смею этого показать. У Ромма тоже первый фильм, он сам учится у этих же артистов». <...>

Театральный режиссер и педагог Борис Голубовский (фрагмент книги «Большие маленькие театры», 1998 год)

«Пышка» – фильм особенный тем, что в нем мастерство актеров значило очень мало, в нем все определялось искусством съемки и монтажа. Поэтому Окуневская была ничем не хуже тех опытных и известных актеров, с которыми снималась.

В подборках

«Я  не  признаю слова «играть»... На сцене жить нужно»
Из очерка Фаины Раневской «Шлюха-судьба»