Светит, да не греет
Телеспектакль

Светит, да не греет

Государственный академический Малый театр России. Основная сцена

Год выхода:
1972
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
131 мин.
В ролях:
Юрий Аверин, Виктор Коршунов, Ирина Купченко, Николай Рыжов, Сергей Харченко, Тамара Торчинская, Аркадий Смирнов, Татьяна Панкова, Михаил Царёв, Руфина Нифонтова
Режиссёр:
Виктор Рыжков

Спектакль поставлен по одноименной пьесе А.Н. Островского, написанной в соавторстве с Н.Я. Соловьевым.

Статья С.Н. Дурылина. Полное собрание сочинений А.Н. Островского (1951 г.):

<...> «2 июля Соловьев сообщал Островскому: «Вчерне уже набросал новую пьесу; теперь кое-что отделать нужно». В начале августа, в Щелыкове, Соловьев познакомил Островского с текстом новой пьесы, а 26 августа Островский уже писал ему: «Я теперь кончил 1-й акт. После успеха «Белугина» и «Дикарки» торопиться нельзя с работой, надо положить все силы, какие есть, в этот труд».

Отвергнув первоначальное заглавие «Разбитое счастье» и другое – «На родине», Островский 2 октября написал Соловьеву: «Мы не подберем названия – что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует, что в нем трудно разобраться; что самое существование пьесы не оправдано: зачем она написана, что нового хочет сказать автор? Озерской – человек с горячей головой и горячим сердцем, но неразвитой и не очень умный – любовь его к Оле простое чувственное побуждение. В минуту просветления, в 4-м акте, у него мелькнуло в голове, что жизнь его с Олей будет таким же болотом, как жизнь Завалишина с женой. Вот драматизм его положения: он между двух женщин, одной выше, другой ниже; он отталкивает ту, которая ниже его, а которая выше, сама отталкивает его... Пьесу надо назвать: «Светит, да не греет» – Ренева освещает им их болото, но сама ничего не дает... При таком плане является контраст, который художественно проводится в пьесе. Завалишин и Озерской – обоих Ренева осветила, но не согрела; один, как вялый человек,погрязает в болоте, а другой, как горячий, бросается в омут. Напишите, нравится ли вам мой план?»

9 октября Островский извещал Соловьева, что пьеса переписывается. Намеченный «план» коренного изменения характеров Озерского и Оли не был осуществлен великим драматургом, усиленно работавшим в это же время над своей пьесой «Невольницы». Образы Озерского и Оли остались в пьесе «Светит, да не греет» те же, что в «Разрушенном счастье». Без изменения остались и образы Реневой и других действующих лиц пьесы.

На рукописном экземпляре пьесы «Светит, да не греет», содержащем 182 листа, из которых листы, начиная с 50-го до конца, писаны рукою Соловьева, Островским сделаны разнообразные исправления, выпуски и вставки. Островский также подверг внимательной вдумчивой правке язык действующих лиц, добиваясь большей его жизненности и сжатости. Великий драматург уделил особое внимание ответственным местам пьесы, имеющим большое значение для развертывания сюжета, для обрисовки действующих лиц и для драматического построения всей пьесы. <...>

Наиболее важными и значительными изменениями, внесенными Островским, являются финалы всех пяти действий пьесы». <...>

Статья Ф. Калиш «Нам подавай правду, чистую правду» из книги «Михаил Царёв: Жизнь и творчество» (1983 г.):

<...> «С возрастом определится тяготение Михаила Царёва к характерам резким, основательным, уходящим как бы в толщу жизни. Но именно в 40-е годы, азартно, одухотворенно бросаясь в стихию пьес Островского, делая в них для себя неожиданные открытия, совершая ошибки, полагаясь на природные данные или чуть преувеличивая уроки школы, он входил в спектакли Малого театра. Он обогащал их напористостью, звенящим пафосом своего искусства и от них воспринимал классическую культуру русской сцены.<...> ...На разных этапах своей актерской биографии Царёв уже встречался с персонажами великого русского драматурга». <...>

В подборках

Абсолютно наш Островский
Русский драматург, творчество которого легло в основу национального театра.

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин