Свадьба Кречинского
Мюзикл

Свадьба Кречинского

Государственный академический Малый театр

Год выхода:
2002
Страна производитель:
Россия
Жанр:
Комедия
Длительность:
300 мин.
В ролях:
Виталий Соломин, Людмила Титова, Александр Потапов, Татьяна Панкова, Кирилл Дёмин, Александр Ермаков, Василий Бочкарев, Василий Дахненко, Дмитрий Зеничев, Александр Клюквин
Режиссёры:
Виталий Соломин, Александр Четверкин

Фрагмент интервью с Виталием Соломиным в газете «Московская правда – Музыкальная правда» (1997 г.):

– Вы ставите комедию Сухово-Кобылина не как драматическую пьесу, а как мюзикл. Это ведь первое соприкосновение Малого театра с новым для него жанром?

– Как посмотреть. Мюзикл – иностранное слово, а по-русски сказать – музыкальный спектакль. В Малом исстари ставились и водевили, и легкие комедии с музыкой. Сам Щепкин играл в музыкальных спектаклях. Это давнишняя традиция, всегда так было. Конечно, теперь жанр музыкальной комедии несколько преобразился и называть его стали по-другому, но сущность одна. Если же исходить из названия, то – да, такой спектакль репетируется впервые. Много работы у балетмейстера, музыка соответственно аранжирована. <...>

– Костюмы на актерах несколько утрированные, как показалось. Это связано с замыслом?

– Они не утрированные, они стилизованные. Ко времени, в котором все происходит, они имеют довольно далекое отношение. Нам важно следовать не за временем, а за сутью, когда одни люди обманывают других и думают, что выиграли, а на самом деле – проиграли. В этом вся история. Она – вечная.

Остается добавить, что актеры в спектакле заняты прекрасные. Муромского играет Александр Потапов, Атуеву – Татьяна Панкова, Лидочку – Людмила Титова, Нелькина – Кирилл Демин. В массовых сценах, а в спектакле будут танцевальные номера и играет живой оркестр, занята молодежь театра и студенты Театрального училища имени М.С. Щепкина. Зрелище обещает быть ярким, увлекательным и красочным».

Фрагмент из очерка Светланы Овчинниковой «Татьяна Панкова» из серии «Библиотека Малого театра» (2001 г.):

«Увлекательно балаганная, «вкусная» игра Татьяны Панковой становилась вдруг сердечной, трогательной... Эти балаганность и трогательность — в ее Анне Антоновне Атуевой, тетке героини мюзикла «Свадьба Кречинского» по мотивам Сухово-Кобылина. Где Панкова — в ее-то годы — пляшет, поет и заражает своей роскошной, озорной энергией всех вокруг: на сцене и в зале...
Виталий Соломин, поставивший «Свадьбу Кречинского» и сыгравший заглавную роль, особенно привязан к этой актрисе».

Из примечаний к пьесе А. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского»:

<...> «Свадьба Кречинского» в первый раз была поставлена 28 ноября 1855 года в Московском Малом театре в бенефис известного актера С.В. Шумского, выступившего в заглавной роли. М.С. Щепкин, высоко оценивший идейно-художественные достоинства пьесы, играл роль Муромского, П.М. Садовский – роль Расплюева.

Сухово-Кобылин, с волнением следивший за сценической судьбой своего драматургического первенца, 21 ноября 1855 года записывает в дневнике: «Нынче первая репетиция пиэсы. Достоинство ее начинает из ценности удачи быть возводимо к ценности литературной. Сказывали, что Садовский в роли Расплюева уморил всех со смеху – даже суфлер кис со смеху над своим манускриптом».

Премьера имела большой и прочный успех, но взыскательного автора удовлетворили не все исполнители. Вот что он пишет матери о первом спектакле: «1855, 29 ноября. Москва. Любезный друг маменька! …Вчера давали пиэсу – впечатление сильное, успех большой, но мог быть больше… Садовский – Расплюев был превосходен – Шуйский слаб…» [23]

Что касается роли Муромского, то она, по словам Сухово-Кобылина, была изваяна «высоким резцом» М.С. Щепкина.

Роль Муромского стала одной из любимых ролей Щепкина, а пьесу «Свадьба Кречинского» он ставил в одном ряду с «Горем от ума» и «Ревизором». Вот что он пишет Т.Г. Шевченко 11 декабря 1857 года, собираясь навестить своего друга в Нижнем Новгороде и сыграть там несколько спектаклей: «Да что играть? Ну, пожалуй… «Горе от ума», «Ревизора», «Свадьбу Кречинского».

7 мая 1856 года «Свадьба Кречинского» была поставлена в Петербурге, в Александрийском театре, где в лице актера В.В. Самойлова роль Кречинского нашла выдающегося истолкователя.

Сухово-Кобылин увидел в талантливой игре В.В. Самойлова гармоническое сочетание типического и индивидуально-конкретного, что является неотъемлемым свойством реалистического искусства.

27 августа 1856 года автор послал Самойлову кубок, сопроводив свой дар интересным письмом:
«…Хотя и поздно, но я хочу повторить вам мою признательность и мое глубокое сочувствие к вашему свободному нетворческому таланту. Кречинский явился в вас не только типом, а живою конкретною личностью… Примите, Василий Васильевич, мой кубок на добрую память о том дне, когда явился предо мною «Кречинский» в плоти и крови; если день этот будет памятен для русской сцены, то выпейте его до дна за будущность искусства на Руси, и да здравствует все прекрасное!»

В подборках

Свадьба как на сцене театра
Идеи свадебных торжеств, заимствованные из театральных спектаклей.

Смотрите также

«Шинель-пальто»
Драма
2016
120 мин
«Мадемаузель Нитуш»
Комедия
2016
230 мин
Принц и нищий
Московский художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ)
Комедия
1985
150 мин
Мой остров синий...
Московский музыкально-драматический цыганский театр «Ромэн»
Мелодрама
1972
86 мин