День приезда - день отъезда
Спектакль

День приезда - день отъезда

Государственный академический театр им. Моссовета

Год выхода:
1978
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
139 мин.
В ролях:
Георгий Тараторкин, Ия Саввина, Лариса Наумкина, Людмила Шапошникова, Юрий Кузьменков, Вячеслав Бутенко, Леонид Евтифьев, Александр Леньков, Михаил Погоржельский
Режиссёры:
Юрий Завадский, Павел Хомский

Телевизионная версия спектакля по одноименной пьесе Валентина Черных.

Два московских психолога, Петров и Бурцева, направлены в небольшой город для выяснения причин массовых увольнений сотрудников завода и напряженной обстановки, сложившейся на производстве. Ученые выясняют причины создавшейся ситуации. Петрову предложено возглавить социологическую лабораторию по этой проблеме.

Фрагмент статьи Александра Нилина «Испытание современностью», журнал «Смена» (1976 г.):
<…> «Порочна система, которая не учитывает человека как личность», – утверждает в пьесе В. Черных «День приезда – день отъезда» ее главный герой психолог Петров. Это авторская позиция, высказанная в достаточной мере публицистично. <…>

Герой пьесы «День приезда – день отъезда» – психолог, командированный вместе с инженером-социологом на завод для социальных исследований. Рекомендации, разработанные ими для производства в ходе этих исследований, несут перемены и беспокойство в налаженность заводских порядков. И, разумеется, встречают аргументированное противодействие. <…> Кому-то поначалу Петров, может быть, и напоминает «человека со стороны». Но суть пьесы в том, что Петров не приходит, а возвращается в знакомую и, как оказывается, родную ему, родственную по духу и социально среду, оснащенный новым знанием. День отъезда отменяется – Петров решительно изменяет личную свою судьбу, связывает свое будущее с заводом, им исследованным. Он на практике готов проверить подготовленные им рекомендации. Здесь существенна лирическая линия во взаимоотношениях героев – она необходима для проявления характеров, нужна и в социальном аспекте и прослежена драматургом не без драматизма, вызванного известной смелостью и непридуманностью психологических мотивировок. <...>

Автора легко обвинить в произвольном соединении судеб персонажей ради занимательности действия, счесть лирику мотивом чуть ли не зрелищно конъюнктурным, данью традициям в пьесе, претендующей на постановку и решение вопросов организации современного производства. К чести автора пьесы «День приезда – день отъезда» он не испугался возможных упреков, пошел на соединение, сплетение мотивов лирических и социальных. Разрешает герою предпочесть местную работницу Таню инженеру-социологу Ольге. Черных не боится быть тенденциозным – в жанре, избранном им для «Дня приезда – дня отъезда», он и не может оказаться иным. Возможно, легче и написать, и смотреть чисто любовную драму или чисто производственную хронику – у пьесы, между прочим, подзаголовок: хроника одной командировки. Но Черных пошел по пути более трудного соединения нравственных аспектов и принужден был оттого вести, в свою очередь, трудную защиту авторской позиции, в которой Театр Моссовета поддержал его в меру своих – очень немалых и умело организованных – сил. В постановочной щедрой раскованности – спектакль поставлен Ю. Завадским и П. Хомским – театр азартно доказывает, что кинематографически динамичная компоновка эпизодов вполне возможна и на подмостках.

Публика очень хорошо принимает исполнителей центральных ролей И. Саввину, Г. Тараторкина, Л. Наумкину, Л. Шапошникову. Исполнение Тараторкиным роли главного героя Петрова многие называют блестящим. <...> Петрова Тараторкин играет с концертным блеском, расцвечивая материал роли, особенно текст в ударных и выигрышных его репликах, многими находками, демонстрирующими редкую его техническую раскрепощенность. Вклад Тараторкина в удачу спектакля вполне отвечает репутации артиста. Но было в старину такое выражение – «создавать тип»...

В задаче, поставленной театром и автором, интересен и необходим как раз психологический и социальный тип характера, сразу усиливший реальность происходящего. Материал для такого, мы понимаем, нелегкого и редкого, в чем-то и мучительного для артиста эксперимента есть в упомянутой в пьесе биографии героя, как раз заземленной социально. Мимо этой заземленности Тараторкин прошел и создал образ, неотразимый для определенной части публики, но к нашему знанию человеческой природы людей, ставших героями НТР, ничего не прибавляющий. Саввиной и Наумкиной такой претензии не сделаешь. Мы готовы допустить, что Саввина об этом и не задумывалась специально – в ее таланте социальная генетика изначальна. И в «Дне приезда – дне отъезда» она – женщина, закономерно имеющая жизненный успех, но личного счастья все-таки не достигающая по причинам, одной пьесой и одной ролью необъяснимым. Однако тип женского характера с чертами, точно соотнесенными со временем, присутствует, интригует понятностью. Зовет на помощь – и не знаешь, как и чем ему сейчас помочь...». <…>

В подборках

Юрий Завадский
Вспоминаем любимого актера и режиссера.

Смотрите также

«Клятвенные девы»
Драма
2017
81 мин
«Старший сын»
Московский драматический театр «Сфера»
Комедия
2017
89 мин
«Папа, мама, я и Сталин»
Московский театр «У Никитских ворот»
Драма
2017
76 мин