Если…
Телеспектакль

Если…

Московский драматический театр на Малой Бронной

Год выхода:
1978
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
129 мин.
В ролях:
Анна Антоненко-Луконина, Геннадий Сайфулин, Людмила Перепелкина, Елена Прудникова, Людмила Хмельницкая, Сергей Жирнов, Татьяна Кречетова
Режиссёры:
Александр Дунаев, Александр Покровский, Геннадий Сайфулин

Этот спектакль поставлен по одноименной пьесе Самуила Алёшина — востребованного советского драматурга и сценариста (самым известным фильмом, снятым по сценарию Алёшина, можно считать картину Георгия Натансона «Все остается людям» с Николаем Черкасовым, Софьей Пилявской, Андреем Поповым и Элиной Быстрицкой). Драматургия Алёшина была созвучна эпохе 1960–1970-х. Его интересовал человек не только в его общественной ипостаси, но и в домашней, дружеской. Он рассказывал простые истории о современниках, его интересовали хитросплетения чувств — и потому спектакли по пьесам и фильмы по сценариям Алёшина и сегодня смотрятся нами с интересом.

Например, этот спектакль Театра на Малой Бронной по пьесе «Если…». Это история любви — трудной и, увы, несчастливой. Ей помешали состояться предрассудки: 38-летнюю Анну зовут «старухой», потому что у нее роман с 28-летним Николаем. Красивая женщина, полная сил, да к тому же еще ожидающая ребенка от любимого и любящего мужчины, запугана, замучена нападками и не находит другого выхода, кроме как выставить Николая из своей жизни…

«Если…» — спектакль камерный, на сцене сменяют друг друга едва обозначенные места действия: кухня обычной квартиры, гостиная с тахтой и креслами на тонких ножках, ординаторская в больнице. Ничего особо зрелищного, к тому же эта запись спектакля — черно-белая. Но история захватывает и не отпускает! Режиссер Александр Дунаев поставил своего рода психологический детектив: мы постоянно находимся в напряжении — сойдутся ли герои, осознают ли, что дороже любви нет ничего? В спектакле нет ни одной затянутой паузы, ни одного актерского пережима. Он очень туго сбит еще на стадии разбора пьесы, актерами обжит каждый квадратный миллиметр роли. А авторы видеоверсии подобрали единственно верный и точный принцип съемки, преимущественно на крупных планах. Они дают актерам возможность передать те нюансы проживания ролей, что невозможно донести до зрителей с театральной сцены.

Еще одна принципиальная удача пьесы и спектакля — яркий образ эмансипированной, независимой женщины. В 70-е этот феномен уже попал в разработку к писателям, кинематографистам и театральным режиссерам. Если вспомнить всех странных, одиноких, но гордых и сильных дам в кино и театре 1970–1980-х, наберется внушительная галерея образов! Героиня Анны Антоненко-Лукониной из спектакля «Если…» в этой галерее не затеряется: ее Анна — известный журналист, интеллектуалка. Однако женской мягкости в ней почти нет, она резко отталкивает молодого возлюбленного и тем причиняет ему огромные страдания. Николай — талантливый врач, человек несентиментальный, но даже ему тяжело смириться с таким решением волевой женщины. Актер Геннадий Сайфулин очень тонко и проникновенно сыграл уязвленного, гордого мужчину.

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин