Женитьба Бальзаминова
Телеспектакль

Женитьба Бальзаминова

Государственный академический Малый театр России. Основная сцена

Год выхода:
1986
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Комедия
Длительность:
142 мин.
В ролях:
Галина Дёмина, Василий Бочкарев, Людмила Гайликовская, Татьяна Панкова, Валерия Новак, Лариса Кичанова, Анна Жарова, Светлана Шершнева, Георгий Куликов, Юлия Бурыгина, Мария Овчинникова, Елена Доронина, Пётр Складчиков, Зинаида Андреева
Режиссёры:
Марк Орлов, Владимир Седов

По пьесам А.Н. Островского «Праздничный сон - до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», «За чем пойдешь, то и найдешь»

Фрагмент книги Ю.А. Дмитриева «Государственный академический Малый театр» (2011 г.):

<...> «Под общим названием «Женитьба Бальзаминова» Малый театр показал три одноактные пьесы Островского: «Праздничный сон – до обеда», «Свои собаки грызутся – чужая не приставай», «За чем пойдешь, то и найдешь».

Ставил спектакль В. Седов; это была его первая постановка на московской сцене, и он осуществлял ее под руководством Б. Львова-Анохина. <...>

В спектакле Малого театра 1986 года на сцене воспроизводилась своеобразная карусель: ворота, окошко и снова ворота, и отовсюду выглядывали лица невест (оформление художников О. Твардовской и В. Макушенко). Везде Бальзаминов получал от ворот поворот и в результате действительно помешался; теперь не он женился, а его женили, и он казался скорее смешным, нежели жалким. <...> Действительно, когда Бальзаминов станет мужем купчихи Белотеловой, с мечтами о любви ему придется расстаться навеки.

Как утверждал критик, «театр был снисходителен к Бальзаминову, но беспощаден к бальзаминовщине, зло дискредитировал вечную мечту мещанства о бешеных деньгах, которые прямо в руки, да не за что».

В первом акте Бальзаминову, как при игре в жмурки, завязывали глаза и вертели его вокруг своей оси. Ищи, мол, невест, ищи судьбу. «У нас все от счастья, все от случая». И вскакивал он в голубом плаще на серого в яблоках коня. Но загорался свет, и оказывалось, что плащ всего лишь застиранная тряпка, а конь – игрушечный, карусельный. И находился Бальзаминов в маленькой комнатке, где стены были разрисованы цветами и висели клетки с канарейками. <...>

Роль Бальзаминова играл В. Бочкарев; у его героя лишь одна мечта – разбогатеть, мечта, перерастающая в манию. А зачем разбогатеть, он и сам не знает: «сшил бы себе голубой плащ на черной подкладке, купил бы себе серую лошадь и беговые дрожки и ездил бы по Зацепе». В сущности, деньги ему не нужны, и мечтал он не столько о богатой, сколько о красивой жизни: «У меня, маменька, вкуса очень много».

Ho вот все свершилось, невеста найдена, грезы стали явью, Бальзаминов даже прыгал от радости. Но видно, что он в то же время растерян – что же далее? Мечты у него больше нет... И комедийный спектакль обрывался на драматической ноте». <...>

Фрагмент статьи Светланы Овчинниковой «Судьба проложит колею. Василий Бочкарев – трагик и скоморох» (2002 г.):

<...> «Про таких, как народный артист России Василий Иванович Бочкарев, говорят, что Господь при рождении поцеловал его в темечко. Впрочем, таких, как он, нет. Бочкарев – единственный. Уникальный, эксклюзивный, раритетный человек и актер. Или актер и человек? Нет, все-таки человек и актер. От перестановки мест слагаемых сумма, конечно, не меняется. <...> Когда на сцене этот артист, в зале поселяется пронзительная, звенящая тишина. Ему внемлют. Его героям сочувствуют, сопереживают. Он соединяет зал и сцену в едином дыхании. В нем очевиден и силен гипнотический дар – непременный у подлинно больших мастеров». <...>

Фрагмент очерка Светланы Овчинниковой «Галина Яковлевна Демина» в «Библиотеке Малого театра»:

<...> Сколько удовольствия и сколько споров доставила Т. Панкова своим исполнением роли свахи в «Женитьбе Бальзаминова». Одни писали: «В роли свахи в «Женитьбе Бальзаминова» А.Н. Островского ее увлекали не только и не столько жанровые краски и подробности, сколько почти скоморошья, озорная стихия игры, хитростей, риска, с которыми связана ее профессия». А другие: «В исполнении Т. Панковой мы встречаем неожиданную вариацию знаменитых свах Островского. Ее Красавина немолода и не очень удачлива, хотя и пытается скрыть это за излишней суетливостью и веселостью...» <...>

Так кто же прав в оценке Акулины Гавриловны Красавиной? Все. Потому что Панкова играет разнообразно, и веселость в ее игре не мешает страданию, комическое не зачеркивает трагическое. Они сосуществуют в огромном таланте актрисы, который вмещает все нюансы состояний ее героинь...

Играя сваху, она появлялась в широкой юбке, сшитой из каких-то ярких тряпиц, как лоскутное одеяло, – замоскворецкий Арлекин, купеческая клоунесса. Сваха-скоморох, до смерти любящая свои особые представления, обряды, прибаутки и часто в увлечении игрой попадающая впросак.
С первого взгляда влюблялась она в Мишу Бальзаминова, словно учуяв в нем милое ее сердцу чудачество, фантазерство. Эту нежность вы ощущали все время, а в ней – нечто далеко запрятанное, человечное – одиночество, щемящее чувство несбывшегося материнства». <...>

В подборках

Свадьба как на сцене театра
Идеи свадебных торжеств, заимствованные из театральных спектаклей.

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин