Золотой век
Балет

Золотой век

Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)

Год выхода:
1983
Страна производитель:
СССР
Длительность:
111 мин.
В ролях:
Фарух Рузиматов, Андрей Меркурьев, Юлия Махалина, Дарья Павленко
Режиссёр:
Джордж Баланчин

Балетмейстер-постановщик: Юрий Григорович. В главных партиях: Рита – Марго – Наталия Бессмертнова, Борис – Ирек Мухамедов, Люська – Татьяна Голикова, Яшка – Месье Жак – Гедиминас Таранда.

Из книги Александра Демидова «Золотой век Юрия Григоровича» (2006 г.):

<...> «Сценарий «Золотого века» создавался по модели спектакля-обозрения, ревю, столь распространенного той порой, в частности у Мейерхольда. Его влияние тут несомненно. <...> Шостакович, вдохновляясь главной темой либретто – борьба нового мира со старым, – писал номера, поражающие размахом и мощью. Но в единое целое <...> номера эти не складывались и так и не сложились. <...> В музыке – глобальные обобщения, драматические ситуации, рушащиеся и возникающие судьбы. <...> От ощущения музыки и пошел в своей работе Юрий Григорович, вернувший шедевр Шостаковича на театральную сцену. <...>

Столь сложного, многообразного жанрового соединения в одном спектакле искусство Григоровича еще не знало. Комические, открыто гротесковые сцены, действительно вызывающие смех, что в серьезном искусстве балета почти немыслимо. И рядом – больше лирические адажио, пленяющие строгой классической линией. <...> И тут же – пласты героического, исполненного патетики танца. <...> Григорович пошел на смелое соединение гротеска и лирики, сатиры и патетики на основе классического языка и в рамках авантюрного сюжета. <...>

Месье Жак – Гедиминас Таранда. <...> С этим героем и связана главная метаморфоза спектакля. <...> Наталия Бессмертнова исполняет Риту, в ее героине важно, что она обычная земная девушка. <...> Герой Ирека Мухамедова непреклонен и исполнен поистине «спартаковской» беззаветности, неистового горения, неуступчивой решимости, <...> он из племени победителей, и в этом его величие. <...> Герой Мухамедова – оратор и трибун. Весь – энергия, порыв, взлет. <...>

В «Золотом веке» Григорович намеренно использовал традиции кино. Не только в острой смене эпизодов. Не только в стилизации «немых» роковых страстей. Но и определенную традицию в воплощении эпохи, ее авантюрно-приключенческого склада, насыщенного романтикой борьбы и окрашенного в яркие тона». <...>

Фрагмент статьи Татьяны Кузнецовой «Золотой век» с железным занавесом» в журнале «Коммерсант-Власть» (2006 г.):

<...> «Золотой век» – первый из трех балетов-неудачников молодого Шостаковича (два других – «Болт» и «Светлый ручей». – Прим. ред.). Все они были написаны композитором в начале 1930-х, и ни один не прожил больше года. <...> «Золотой век» был заклеймен как «буржуазное ревю с морально неустойчивыми элементами джаза», а композитору строго указали на «резкое уклонение от генеральной линии советского искусства».

Между тем 24-летний Шостакович искренне полагал, что пишет политически грамотный балет на актуальную тему противостояния двух культур – загнивающей западной и здоровой советской. Балет рассказывал о приключениях советских футболистов в некоей капиталистической стране: спортсмены, устояв перед соблазнами сладкой жизни, сумели приструнить местных фашистов и помочь пролетариям вызволить из тюрьмы политзаключенных. Увы, политическая благонамеренность не всегда соответствует художественной правде: сцены разложения с развинченными фокстротами и томными танго выглядели явно аппетитнее финального «танца трудовых процессов». После публичного бичевания юный Шостакович из безмятежного любителя футбола и западной эстрады мигом превратился в потенциального арестанта. Эта метаморфоза так напугала композитора, что о своем «Золотом веке» он не хотел слышать даже на старости лет.

В 1982 году жизнерадостное детище 1930-х попытался приспособить к нуждам социалистической идеологии Юрий Григорович. Под вывеской «Золотой век» в его балете фигурировал нэпманский притон, а сюжет держала история продуктивной любви комсомольца к танцовщице кабаре – та бросила антиобщественные танцы и взялась строить социализм». <...>

Смотрите также

Испанские миниатюры
НОВАТ опера, балет – Новосибирский государственный академический театр оперы и балета
1975
45 мин
Вечер одноактных балетов. Классическое па-де-де и Прогулки
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1978
59 мин
Вечер одноактных балетов. Гибель розы, дуэт из балета Ромео и Джульетта, Кармен-сюита
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
85 мин
Вечер одноактных балетов. «Лебединое озеро». «Ромео и Джульетта»
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1990
90 мин