Поздний ребенок
Художественные фильмы

Поздний ребенок

Год выхода:
1970
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Мелодрама
Длительность:
63 мин.
В ролях:
Василий Меркурьев, Антонина Максимова, Ирина Губанова, Анатолий Адоскин, Леонид Куравлев, Вениамин Смехов, Дима Шкреба, Лия Ахеджакова
Режиссёр:
Константин Ершов
Производитель:
Киностудия им. А. Довженко по заказу Гостелерадио СССР

Сценарий фильма создан по мотивам одноименной повести Анатолия Алексина. История об одном годе жизни тринадцатилетнего подростка Леньки Нечаева предстает перед зрителем в двух планах – в экранной жизни Леньки-мальчика и в воспоминаниях взрослого человека о своем детстве.

Фрагмент из книги А.В. Эфроса «Репетиция – любовь моя» (1975 г.):

«Я хочу теперь сказать несколько слов о фильме «Поздний ребенок» по рассказу (или, может быть, это была повесть) А. Алексина. Я смотрел фильм по телевизору, а, как известно, мы обычно смотрим телевизор рассеянно и урывками, а тут как сел, так и просидел до конца. Хотя вещь эта, можно сказать, совершенно простенькая.

Есть немолодой уже папа – его играет Меркурьев. И немолодая мама – играет ее Максимова. И есть двое детей – достаточно взрослая дочка и маленький сын. Так вот, с позиции этого сына и ведется, как я уже сказал, совершенно простенький рассказ.

Мы узнаем, что папа – очень хороший и что мама тоже славная. И что в сестру влюблен забавный сосед-доктор. Но сестра любит, к сожалению, не соседа, а совсем другого молодого мужчину.
И вот наконец этот молодой мужчина приходит к ним в дом, и все знакомятся друг с другом. Этот молодой человек оказывается точно таким же чудаковатым и милым, как все в этой семье. Он такой же простодушный и открытый, как и папа.

И потому вечер быстро организовывается. И приятно смотреть, как вся эта компания сидит за столом и беседует. Но не только приятно, но и, представьте себе, волнительно, потому что нас волнуют ведь не обязательно только очень драматические вещи, но и совсем простые. Допустим, нарисует Дега своих голубых танцовщиц, и хотя там нет ничего драматического, а только в разных позах стоят несколько балерин, но столько грации, и вкуса, и тонкости в этой картине, что оторваться невозможно.

Так и здесь – просто сидят за столом несколько милых людей и беседуют, а тебе очень интересно, и ты увлечен, потому что все от начала до конца лирично – юмор мягкий, красиво и точно каждый кадр построен, как-то законченно-графично.

И декорации забавные, на другие декорации не похожие. Обычно на них никакого внимания не обращаешь, а тут заметно, какие обои в комнате, и какая высокая белая дверь, и как стол стоит, и какие стулья. Все прекрасно продумано, и все до мелочей эту семью выражает.

Дело еще в том, что рассказ ведется не просто от лица мальчика, он дан как бы от взрослого, который вспоминает, как он был мальчиком и какая была у него хорошая семья. И как приятно ему было сидеть вечером в этой семье за большим столом. И слушать, как добродушно шутит замечательный папа. Или смотреть, как мама с сестрой раскручивают с рук на руки пряжу.

В воспоминаниях детства есть всегда легкая загадочность или просто задумчивость. К этой легкой задумчивости многие стремятся, когда ставят подобные вещи, но не многим это удается, потому что не так просто создать некую дымку воспоминаний. Тут нужна удивительная мера и нежность всех приспособлений. И тогда вам действительно передастся чувство детства и семьи. А ведь это, как говорится, не так уж мало. Мне почему-то вспомнилось при этом, как Достоевский в «Братьях Карамазовых» говорил, что человек обязательно должен в себе сохранять свое детство и чем больше в нем этих воспоминаний остается, тем лучше».

В подборках

Театр - лучшая игра
Воспоминания Вениамина Смехова.