Поздний ребенок
Художественные фильмы

Поздний ребенок

Год выхода:
1970
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Мелодрама
Длительность:
63 мин.
В ролях:
Василий Меркурьев, Антонина Максимова, Ирина Губанова, Анатолий Адоскин, Леонид Куравлев, Вениамин Смехов, Дима Шкреба, Лия Ахеджакова
Режиссёр:
Константин Ершов
Производитель:
Киностудия им. А. Довженко по заказу Гостелерадио СССР

Сценарий фильма создан по мотивам одноименной повести Анатолия Алексина. История об одном годе жизни тринадцатилетнего подростка Леньки Нечаева предстает перед зрителем в двух планах – в экранной жизни Леньки-мальчика и в воспоминаниях взрослого человека о своем детстве.

Фрагмент из книги А.В. Эфроса «Репетиция – любовь моя» (1975 г.):

«Я хочу теперь сказать несколько слов о фильме «Поздний ребенок» по рассказу (или, может быть, это была повесть) А. Алексина. Я смотрел фильм по телевизору, а, как известно, мы обычно смотрим телевизор рассеянно и урывками, а тут как сел, так и просидел до конца. Хотя вещь эта, можно сказать, совершенно простенькая.

Есть немолодой уже папа – его играет Меркурьев. И немолодая мама – играет ее Максимова. И есть двое детей – достаточно взрослая дочка и маленький сын. Так вот, с позиции этого сына и ведется, как я уже сказал, совершенно простенький рассказ.

Мы узнаем, что папа – очень хороший и что мама тоже славная. И что в сестру влюблен забавный сосед-доктор. Но сестра любит, к сожалению, не соседа, а совсем другого молодого мужчину.
И вот наконец этот молодой мужчина приходит к ним в дом, и все знакомятся друг с другом. Этот молодой человек оказывается точно таким же чудаковатым и милым, как все в этой семье. Он такой же простодушный и открытый, как и папа.

И потому вечер быстро организовывается. И приятно смотреть, как вся эта компания сидит за столом и беседует. Но не только приятно, но и, представьте себе, волнительно, потому что нас волнуют ведь не обязательно только очень драматические вещи, но и совсем простые. Допустим, нарисует Дега своих голубых танцовщиц, и хотя там нет ничего драматического, а только в разных позах стоят несколько балерин, но столько грации, и вкуса, и тонкости в этой картине, что оторваться невозможно.

Так и здесь – просто сидят за столом несколько милых людей и беседуют, а тебе очень интересно, и ты увлечен, потому что все от начала до конца лирично – юмор мягкий, красиво и точно каждый кадр построен, как-то законченно-графично.

И декорации забавные, на другие декорации не похожие. Обычно на них никакого внимания не обращаешь, а тут заметно, какие обои в комнате, и какая высокая белая дверь, и как стол стоит, и какие стулья. Все прекрасно продумано, и все до мелочей эту семью выражает.

Дело еще в том, что рассказ ведется не просто от лица мальчика, он дан как бы от взрослого, который вспоминает, как он был мальчиком и какая была у него хорошая семья. И как приятно ему было сидеть вечером в этой семье за большим столом. И слушать, как добродушно шутит замечательный папа. Или смотреть, как мама с сестрой раскручивают с рук на руки пряжу.

В воспоминаниях детства есть всегда легкая загадочность или просто задумчивость. К этой легкой задумчивости многие стремятся, когда ставят подобные вещи, но не многим это удается, потому что не так просто создать некую дымку воспоминаний. Тут нужна удивительная мера и нежность всех приспособлений. И тогда вам действительно передастся чувство детства и семьи. А ведь это, как говорится, не так уж мало. Мне почему-то вспомнилось при этом, как Достоевский в «Братьях Карамазовых» говорил, что человек обязательно должен в себе сохранять свое детство и чем больше в нем этих воспоминаний остается, тем лучше».

В подборках

Как говорил герой Леонида Куравлева, «фамилия моя слишком известная, чтобы я ее называл!»
Биография, кинофильмы, видеоролик с участием актера
Театр — лучшая игра
Воспоминания Вениамина Смехова.

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин