16+

Война и мир

Драма
1978
147 мин
СССР
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя
2 серии

Казалось бы, что может получиться из перенесения монументального, эпического произведения Толстого «Война и мир» на оперную сцену, где рамки музыкально-драматургические более тесны, чем литературные? Данные трудности оказались существенны, но все же преодолимы для Сергея Прокофьева, в течение 11 лет работавшего над оперой по произведению классика. «Война и мир было первым произведением, прочитанным мною Сергею Сергеевичу вслух… — вспоминала впоследствии Мира Мендельсон-Прокофьева. — Когда я дошла до страниц, описывающих встречу раненого князя Андрея с Наташей, Сергей Сергеевич сказал мне, что чувствует эту сцену как оперную и именно с этого момента начал думать о «Войне и мире» как оперном сюжете». 12 апреля 1941 года композитор набросал краткий план оперы в 11 картинах, тем не менее, как писала далее М. Мендельсон-Прокофьева, «задача порою казалась невыполнимой». С началом Великой Отечественной войны горячее желание работать над оперой «Война и мир» взяло верх над колебаниями.

«В эти дни, — писал позднее Прокофьев, — особенно ярко встала в памяти война с Наполеоном 1812 года, когда его войска дошли до Москвы и русский народ встал на защиту своей земли и изгнал неприятеля». Дополнительные редакции, стилистические правки, монтаж завершились в 1945 году. Опера была представлена на сцене Московской консерватории. Уже в 1946-м на сцене Малого оперного театра в Ленинграде (сейчас Михайловский) зрители смогли увидеть первые восемь картин, посвященные миру и любовной линии Наташи Ростовой и Андрея Болконского, которая и легла в основу либретто. Постановкой дирижировал всемирно известный Самуил Самосуд, именно с ним в 1957 году режиссер Борис Покровский поставил в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Немировича-Данченко все 13 картин. Камнем преткновения для постановщиков стала громоздкость пьесы, гигантская партитура, которая не вмещалась в привычный хронометраж оперы. Прокофьев создал сценический вариант, рассчитанный на исполнение в течение двух вечеров.

В дальнейшем в других театрах постановщики пытались добиться, чтобы спектакль шел в течение одного вечера, поэтому опера получилась максимально сконцентрированной — густая, психологическая канва прозы Толстого нашла свой музыкально-интонационный эквивалент. Борис Покровский, режиссер постановки, представленной в телефильме 1978 года, вспоминал, как долгое время тщетно пытался уговорить Прокофьева написать вальс для сцены бала, а упирающийся композитор отвечал ему: «Знаю, вам там нужны вальсики, маршики, полонезики — так не будет вам ни того, ни другого, ни третьего». Но в конце концов режиссер добился своего: однажды на репетицию курьер доставил пакет, в котором находилась партитура вальса. Прослушавший «Войну и мир» Игорь Стравинский говорил Покровскому: «Никогда ничего не переделывайте из того, что вы поставили». Режиссер старался следовать этому совету. Для новаторской по своей сути музыкальной трактовки Прокофьевым «Войны и мира» Покровский стремился создать гармоничные сценические формы. Как отмечает критик И. Попов, он достиг «убедительного раскрытия концентрированности сюжетной драматургии разнообразия и быстрой смены картин — и вместе с тем воссоздал эпическую величавость концепции произведения в целом». Первое достигается благодаря подвижности сценического пространства и тщательной отработки всех смен декораций. Именно в этом спектакле столь важную роль стало играть параллельное развитие действия «в разных сценических этажах» (сцена в Отрадном с ее двухъярусной конструкцией). Второе — за счет особой акцентировки массовых сцен, в которых найдены «драматургические арки», цементирующие форму целого. Вместе с художником В.Ф. Рындиным постановщик нашел интересный прием, который придает эпическое величие всему спектаклю. Портал сцены превращен в раздвижной ампирный портик. Раздвигаясь и смыкаясь, монументальные белые колонны в одних эпизодах оживают, образуя многоярусную картину, в других — служат своеобразным памятником эпохи, напоминающим о масштабности происходящих событий.

В рецензиях театральных журналов опера Прокофьева была воспринята положительно. Наиболее кратко художественный итог спектакля можно выразить словами «торжество музыки». Достижения Прокофьева во многом определили будущий облик оперного искусства в России. Его «Война и мир» стала не только откликом на потребность своего времени, но и условием для развития творчества последующих поколений композиторов.

Режиссер: Борис Покровский
В ролях: Сергей Лейферкус, Галина Ковалева, Екатерина Парфенова, Римма Баринова, Александр Розуменко, Ирина Богачева, Владимир Морозов, Николай Майборода, Николай Охотников, Аркадий Володось, Михаил Черножуков

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна