Евгений Онегин
Опера

Евгений Онегин

Мариинский театр (Основная сцена)

Год выхода:
1984
Страна производитель:
СССР
Длительность:
152 мин.
Режиссёр:
Петр Гусев

Фрагмент статьи из «Журнала любителей искусства»:

«Темиркановские спектакли хотелось слушать многократно: каждый раз появлялось ощущение, будто опера заново рождается на твоих глазах. Импровизационность в чем-то потерялась, когда «Онегина» сняли для телевидения. Но как хорошо, что сняли! В операх, которыми дирижировал Темирканов, всегда чувствовалось: все, что происходит, рождается волей одного человека. В его постановках все шло от музыки. Он открывал нам смысл каждой музыкальной фразы, сцены, ансамбля, и содержание музыки было не просто актуальным: на время спектакля оно становилось жизнью тех, кто сидел в зале. В «Онегине» Чайковского он воссоздал, быть может, лучший образ пушкинского романа образ автора. <...>
Золотыми страницами вписаны в историю культуры его постановки оперных спектаклей в Мариинском театре «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов» симфонические концерты сначала с Симфоническим оркестром Филармонии, потом с оркестром Мариинского театра и, наконец, с заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Филармонии».

Фрагмент книги Джамиля Хагарова «Юрий Темирканов. Монолог»:

<...> «Годы его работы со вторым филармоническим оркестром Санкт-Петербурга период расцвета коллектива, ставшего за короткое время широко известным и в России, и за рубежом. В бытность его руководства Мариинкой репертуар театра пополнился шедеврами оперного искусства, и за билетами в театр выстраивались огромные очереди.

Именно тогда впервые за многие годы Государственной премией СССР был отмечен спектакль классического репертуара, не имеющий ничего общего с конъюнктурой, опера «Евгений Онегин», где Темирканов выступил и режиссером, и музыкальным руководителем. Он первым вывел театральный оркестр на сцену, и этот опыт оказался весьма удачным — выступления оркестра в самых лучших концертных залах проходили с неизменным успехом. Этой традиции в Мариинском театре верны и сейчас». <...>

Фрагмент статьи Анны Ефановой «Премьера оперы «Евгений Онегин» пройдет в Мариинке-2 в выходные» в «Российской газете» (2014 г.):

<...> «С момента премьеры «Евгения Онегина» в Петербургской Императорской опере эта сценическая версия станет восьмой по счету согласно до нас дошедшим документам. На главную петербургскую сцену опера попала в 1884 году спустя пять лет после московской премьеры 1879 года. О постановке «Евгения Онегина» в столичном театре ратовал император Александр III, который тогда был большим поклонником этой оперы. Спустя около года после премьеры директор Петербургских Императорских театров Иван Всеволожский обратился к композитору с просьбой написать экосез для второго бала (в третьем действии). В обновленной музыкальной редакции оперу впервые исполнили 19 сентября 1885 года.

С тех пор «Евгений Онегин» в репертуаре Мариинки стал неким рекордсменом по количеству представлений: в 1892 году прошел 100-й спектакль со дня премьеры, 17 января 2014 года состоялся 1554-й показ. В «Евгении Онегине» на Мариинской сцене пели выдающиеся исполнители: Эмилия Павловская, Леонид Собинов, Федор Шаляпин, Лариса Дядькова, Сергей Лейферкус, Борис Штоколов и другие. В 1920 году опера шла под музыкальным руководством Эмиля Купера, в 1929-м Александра Гаука, 1945-м Бориса Хайкина. Сейчас в репертуаре театра на исторической сцене живет спектакль Юрия Темирканова, поразивший современников человечностью образа Онегина».

«Евгения Онегина» Юрия Темирканова отличает внимательное следование мельчайшим деталям романа в стихах Александра Пушкина. Премьера этой постановки состоялась на сцене Мариинского театра (тогда Театра оперы и балета им. С.М. Кирова) в 1982 году, а Юрий Темирканов, в то время занимавший пост главного дирижера театра, выступил не только в качестве музыкального руководителя и дирижера постановки, но также и как режиссер-постановщик спектакля».

В подборках

Спектакли Мариинского театра
Классические сюжеты и вековые традиции.
Онегина воздушная громада
О сложности и многогранности «энциклопедии русской жизни».

Смотрите также

Мазепа
Драма
2017
130 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
90 мин
Хованщина
Мариинский театр (Основная сцена)
1992
182 мин
Каменный гость
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
84 мин