Ай, да Балда!
Телеспектакль

Ай, да Балда!

Санкт-Петербургский государственный кукольный театр сказки

Год выхода:
1978
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Комедия
Длительность:
45 мин.
В ролях:
Сергей Лейферкус, Владимир Матусов, Людмила Грудина, Нина Зазнобина, Татьяна Филимонова
Режиссёр:
Юрий Елисеев

Кукольная пьеса «Ай, да Балда!» поставлена по мотивам сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде» и по произведениям композитора Бориса Кравченко (оратории «Год 1917», «Размышления о мире и войне», балетная сюита «Мойдодыр», циклы на слова Сергея Есенина, Леонида Мартынова).

Режиссер-постановщик спектакля – Юрий Елисеев.

Фрагмент из книги театрального критика и драматурга Бориса Голдовского «История драматургии театра кукол» (2007 г.):

«Юрий Николаевич Елисеев (1922–1990), поэт, актер, режиссер, драматург. Он родился в Красноярске, первые стихи и сатирические скетчи писал для армейской самодеятельности (1940). В 1945 году, после демобилизации, поступил в Театральную студию при Театре драмы (г. Горький), которую окончил в 1947 году. Работая актером в Горьковском (Нижегородском) театре юного зрителя (1947–1951), увлекся драматургией и создал свои первые пьесы: «Рассказ Ивана Ивановича» (1951), «Два мастера» (1952). Последняя получила широкое распространение в театрах кукол СССР и странах Восточной Европы. С 1953 года Ю. Елисеев стал режиссером Горьковского (Нижегородского) театра кукол, а в 1968–1969 годах – главным режиссером. Для своего театра он пишет и ставит пьесы, которые признают классикой советского театра кукол: «Сэмбо», «Вредный витамин», «Сладкий пирог», «Неразменный рубль»...

В 1960-е годы начинают выходить сборники его пьес, стихов и рассказов. В то же время он работает в кино (анимационный фильм «Случай с художником», документальный телефильм «Здравствуйте, Лошадь»). В конце 1960-х годов Елисеев – слушатель семинара режиссеров и художников Театра кукол под руководством С. Образцова. В 1969 году драматург возглавил Ленинградский кукольный театр сказки («Царевна-лягушка» Н. Гернет, «Ай, да Балда» В. Кравченко, «Аленушка и солдат» И. Кичановой и В. Лифшица, «Тигренок Петрик» Г. Янушевской и Я. Вильковского). В 1981 году в связи с болезнью Ю. Елисеев был вынужден оставить театр и полностью посвятил себя литературной деятельности.

Его пьесы отличаются оригинальностью и свежестью характеров, выразительностью языка, юмором, фантазией, знанием особенностей и возможностей театра кукол. Пьесы, созданные Елисеевым, всегда действенны, эксцентричны, наполнены любовью к человеку и кукле. Это в первую очередь пьесы поэта-режиссера, превращающего, казалось бы, элементарный, простой сюжет в глубокую поэтическую притчу. Открытость для различных трактовок, поисков новых сценических, сценографических решений – одна из тех новых черт, которые появились в отечественной профессиональной драматургии театра кукол 60–70-х годов.

Если драматургия театра кукол первой половины ХХ века, как правило, строилась на неприятии, отказе от художественных традиций Серебряного века, то новое поколение поэтов-драматургов активно использует прозрения и находки авторов тех лет».

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин