Свадьба с генералом
Спектакль

Свадьба с генералом

Казанский государственный театр юного зрителя

Год выхода:
2012
Страна производитель:
Россия
Жанр:
Комедия
Длительность:
74 мин.
В ролях:
Александр Купцов, Надежда Кочнева, Светлана Косульникова, Алексей Зильбер, Евгений Царьков, Ильфат Садыков, Дмитрий Язов, Алсу Густова, Анна Иванова, Александр Кокурин, Василий Фалалеев, Елена Синицына, Вячеслав Казанцев
Режиссёр:
Владимир Чигишев

Чеховская «Свадьба» по сути своей является фарсом — ироничным, остроумным и веселым водевилем: угентающе-занудный Эпаминонд Максимович Апломбов женится на прелестной дочери отставного коллежского регистратора Дашеньке и ставит условие — на их свадьбе пренепременно должен присутствовать настоящий генерал! За наличие на торжестве «настоящего генерала» была заплачена четвертная. Однако «чин» оказался мнимым, а деньги присвоил плутоватый посредник — агент страхового общества и друг семейства — Андрей Андреевич Нюнин.

Режиссер же Владимир Чигишев, создавая свой спектакль «Свадьба с генералом», приуроченный к 150-летию драматурга, добавил действу ностальгические нотки. В основу постановки он положил ход, позволяющий как актерам, так и зрителям слегка дистанцироваться от происходящего. И ход этот — стилизация под дореволюционное кино, снятое одним планом.

Режиссер показывает зрителям звуковое кино, как будто снятое на заре кинематографа. Его идею подчеркивает и художественное оформление спектакля, авторство которого также принадлежит Чигишеву, — все на сцене от сценографии до костюмов актеров выдержано в строгих черно-белых тонах. Немного декаданса в гриме, коричневая помада, большие черные печальные глаза, нарисованные усы — все сочетается, ничего лишнего.

Спектакль начинается под звуки, производимые стареньким кинопроектором и сопровождаемые легкими импровизациями тапера. «Картинка» дрожит, мимика персонажей гротескно преувеличена, они суетливо дёргаются, словно плёнку пустили ускоренно. Эти изломанные черно-белые фигуры, «дерганные» движения под стрекот киноаппарата, гипертрофированные «немые» страсти, рваная, почти механическая музыка (Юрий Чаплин) и трагически горький, черно-белый же скачущий танец, вихрем ужаса проносящийся по сцене (хореограф — Людмила Чигишева), — хорошо передают трагикомичность рассказов Чехова.

Ведь на нить сюжета, образованную «Свадьбой», в спектакле нанизаны и другие чеховские истории: скромной гувернантки Юлии Васильевны из «Размазни», нравоучения родителей девицы Подзатылкиной из рассказа «Перед свадьбой», диалог мужа и жены из рассказа «Ушла», — своеобразное собрание ничтожных характеров, где нет ни одного достойного.

Вот разве что капитан второго ранга Ревунов-Караулов (Вячеслав Казанцев), чьим появлением в засаленной шинели со щукой в руке, завернутой в газету «Колоколъ» и открывается действие. А проникновенный монолог актера в финале очень ярко демонстрирует зрителю трагедию человека, да и общества, состоящего из таких вот «человеков», у которого больше нет идеалов, которое ни во что не верит.

Хороша и Алсу Густова в роли Змеюкиной — этой яркой, вызывающей красавицы. Причем порой кажется, что водевильная маска тесна актрисе, что ее темперамент требует чего-то большего, чего-то менее однопланового и характерного.

Вообще, чувствуется удовольствие, с которым артисты произносят чеховский текст. Практически у каждого есть собственное комическое соло, да и «хоровое» опьянение удается весьма хорошо. Здесь нет ни главных и второстепенных героев — каждый персонаж комедии представляет собой яркий, неповторимый характер и колоритный образ. Запоминаются не только Ревунов-Караулов и Змеюкина. Интересно и живо сыгран грек Дымба (Александр Кокурин), обернувшийся в спектакле Чигишева на удивление сильным и спокойным персонажем — своеобразным «авторитетом». Очаровательна и Любочка (Мария Лазукова), чья искренность чудесно гармонирует с некоторой профессиональной неопытностью актрисы. Лучистая, светлая, несмотря на то, что слов ей по роли почти не досталось, Лазуктова, успела запомниться зрителю. Надменный капризный молодой супруг с говорящей фамилией Апломбов (Ильфат Садыков) постоянно твердит о приданом и собственной гордости, перекосив лицо, чтобы удержать монокль. Образ, созданный актером оказался настолько же противным, скучным и смешным, насколько точным и острохарактерным был на сцене сам актер.

Спектакль движется динамично: артисты громко ораторствуют, смеются, плачут, играют на гитаре, поют, танцуют, широкими жестами иллюстрируют речь. Безудержные пляски, острый юмор, колкие диалоги — позволяют принимать постановку «на одном дыхании», чему способствует и тот факт, что спектакль Чигишева укладывается всего в одно действие.

«Свадьба с генералом» — спектакль о парадоксальном и трагикомичном мире, где любовь, радость, красота обратились в скверную пародию на самих себя.

В подборках

Свадьба как на сцене театра
Идеи свадебных торжеств, заимствованные из театральных спектаклей.

Смотрите также

«Клятвенные девы»
Драма
2017
81 мин
«Старший сын»
Московский драматический театр «Сфера»
Комедия
2017
89 мин
«Папа, мама, я и Сталин»
Московский театр «У Никитских ворот»
Драма
2017
76 мин