Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Марат, Лика и Леонидик

Московский государственный театр «Ленком» | 1971 | СССР | Драма | 108 мин.
Режисcёр: Анатолий Эфрос, Юрий Кротенко
В ролях: Александр Збруев, Ольга Яковлева, Лев Круглый
4073

Пьеса А.Н. Арбузова «Мой бедный Марат», написанная драматургом в 1964 г., имела счастливую сценическую судьбу: уже в первое полугодие 1965 г. была поставлена в 45 театрах страны, а в 1967 году названа лондонскими критиками «Пьесой года», и в течение двух лет шла в тридцати английских театрах.


Пьеса о трех судьбах молодых людей блокадного Ленинграда — Марата, Леонидика и Лики, — крепко завязанных в узел, который не могут развязать герои вплоть до 1959 года, заинтересовала А.В. Эфроса. Режиссер на тот момент третий сезон трудился в Театре им. Ленинского комсомола, и своими постановками привлек внимание к театру. А Эфрос открыл дорогу современным драматургам: к примеру, арбузовская пьеса шла вот в каком контексте: «В день свадьбы» В. Розова (1964), «104 страницы про любовь» (1964), «Снимается кино...» (1965) Э. Радзинского.


Этот режиссер проявлял особую чуткость к тем героям, которых отличала ранимость, тонкий душевный строй; его интересовал тот актер, который был способен отзываться на психологические нюансы, обладал трепетным дыханием. А. Эфрос любой текст превращал в повод для анализа природы переживаний, в его режиссерскую партитуру входила (как должное, как необходимое) потребность выстроить кардиограмму роли каждого.


Он не то чтобы был глух к социальным вопросам, граждански активному театру, но трудно представить этого режиссера, ставящим, например, драматургию М. Шатрова. Наверное, А.П. Чехов во многом определил мироощущение А. Эфроса: особый лирический тон сочувствия хрупкому, интеллигентному человеку почти всегда звучал в спектаклях режиссера.


Пьесу «Мой бедный Марат» А. Эфрос поставил первым, сменив авторское название на свое — «Марат, Лика и Леонидик». Для режиссера равно важными стали все три биографии, необычный любовный треугольник, в котором каждый оказывался готовым отказаться от личного счастья, а вот во имя чего?


Блокадный Ленинград. Девочка Лика (О. Яковлева) вселяется в пустую квартиру, поскольку в ее дом попала бомба. Появляется Марат (А. Збруев), который прежде жил у сестры, но под бомбежку попала и сестра, и ее дом. Потом в их квартире появляется Леонидик (Л. Круглый), умирающий от голода и холода.


Сначала в Лику влюбляется Марат, потом Леонидик. Их отношения длятся после войны. Наконец Лика выходит за Леонидика замуж, хотя любит Марата. В конце концов, в канун Нового 1960 года Леонидик, осознавая, что не любим, уходит из дома, чтобы не препятствовать счастью своих друзей.


Через спектакль проходит фраза, что эта история — то ли сказка, то ли притча, то ли быль. Однако Эфрос не ставил ни сказку, ни притчу. Его притягивало в этих героях внутреннее благородство, душевная тонкость и способность уступить самое дорогое — любимую девушку, которая не могла тоже внести ясность в этот треугольник, потому что не хотела, боялась разрушить эгоизмом своих чувств их общее братство.


Ведь они полюбили друг друга за сострадание, они вместе, пережив блокаду, сроднились. Спасали Леонидика, отдавая свой паек, делили на всех щедрые посылки с фронта матери Лики. Танцевали вальс, напевая, сами себе мелодию. У Эфроса в спектакле блокада тихая, только раз будет слышно вой сирен, предупреждающих о воздушном налете. Вторжение чувства в круг друзей оборачивается мучительным испытанием для каждого. Эта томительная неясность тянется, без малого, двадцать лет.


Критика замечала, что А. Эфрос, когда брался за современную пьесу, то зачастую доводил эту драматургию до таких высот, которых литературный материал не предоставлял. Пьесу А. Арбузова с сильным акцентом на мелодраму, в которой борется хорошее с прекрасным, А. Эфрос приближал к драматургии Теннеси Уильямса, которого он сможет поставить значительно позднее в 1981 году.


Конечно же, ту откровенность, когда речь идет о чувственном, потайном, к чему был так чуток американский драматург, когда наводил фокус на драму отношений между мужчиной и женщиной, вряд ли бы разрешила советская цензура применить к советскому драматургу. Там, где у Арбузова одерживает верх добрая сентиментальность, у Уильямса конфликт достигает драматической неразрешимости, отчаянного трагизма. Однако А. Эфрос, будучи целомудренным режиссером, вместе с тем, шел за правдой чувств. Тургеневская девушка Лика О. Яковлевой остается жить в одной квартире с ее хозяином, и Марат без задней мысли предлагает делить одну постель. Еще чувство между ними не зародилось, но уже сыграно замешательство Лики и ею сказано твердое «нет» простоте нравов рабочего парня. Эфрос караулит скрытое от глаз душевное смятение каждого. Вот Лика и Марат танцуют вальс в блокадной квартире, где едят из алюминиевых кружек, если есть еда. Вот Марат и Леонидик, тоже верные мужской дружбе, дурачатся и колотят друг друга подушками, но вдруг Марат схватит лицо друга, чтобы вглядеться, понять, смогут ли они превратиться в соперников.


И градус этой тревоги сохранится в каждом, когда оба вернутся с фронта, и когда Марат станет строителем мостов, Лика, как и ее мать, — врачом, а Леонидик поэтом, которого печатают малыми тиражами, потому что пишет не в тему.


Жизнь троих после войны окажется полной самопожертвования, но все — таки дружить втроем не получится. Это осознает Леонидик, оставляя своих блокадных друзей вдвоем, чтобы они ухватили свое счастье.


Позднее Эфрос писал, что иначе надо было решать третий акт: не ставить счастливый финал, а дать понять, что такое разрешение отношений есть лишь «предположение, мечта, воображение, фантазия о возможной счастливой развязке».


Однако режиссер поставил так спектакль, что важным оказался не сюжет, а сам сложный процесс душевных колебаний героев. П. Марков так написал об этом спектакле: «В «Моем бедном Марате» А. Эфрос сосредоточил внимание на медлительном развертывании судьбы трех человек, психологические изгибы которых он понял с душевным тактом, ему неистребимо свойственным».

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Александр Огарёв
  • 2013
  • 143 мин

Театр «Современник»

  • Драма
  • Павел Хомский
  • 1988
  • 113 мин

Государственный академический театр им. Моссовета

  • Драма
  • Вячеслав Спесивцев
  • 1980
  • 152 мин

Государственный академический театр им. Моссовета

Прямая трансляция 26 июня, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Цикл просветительских концертов «Истории с оркестром». Дирижирует и рассказывает Александр Лазарев

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Свои работы в области современного искусства представит арт-группа Recycle Group.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть