Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр
Популярное

«Цвети, моя Назрань…»

«В Назрани больше нет лачуг — / Одни дворцы встают вокруг. / Мой город — райский уголок, / А не районный городок».

«Эту землю стыдно попирать ногами — / Так она прекрасна, так она добра! / Даже самый скромный, самый серый камень — / Драгоценный: вечность он в себя вобрал! / Здесь бывали битвы, здесь кинжал точили, / Но точить любили не кинжал, а плуг. / Враг бежал отсюда и взмывала илли, / Если в горской сакле появлялся друг. / Не кинжальным блеском край гордился отчий — / Он гордился блеском вековых вершин. / Мудростью старейшин, мастерством рабочих, / Красотою женщин, мужеством мужчин».

«Приезжайте к нам, гости, почаще, пожалуйста, / Чтоб несчастья нас посещали пореже. / И зимою и летом — добро пожаловать: / В Назрани умеют встречать приезжих!» (Гирихан Гагиев).

Ингуши называют Назрань «Нана-Наьсаре» — Мать-Назрань. На ее землях люди проживают с античных времен, первые поселения появились здесь в 40-м тысячелетии до н. э. Приглашаем виртуально познакомиться с древнейшими историческими памятниками и современными культурными объектами города.



Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник — один из самых больших музеев в России. На его территории сосредоточено около пяти тысяч археологических и архитектурных комплексов. Это подлинные шедевры многогранной культуры ингушского народа (от эпохи бронзы до конца позднего Средневековья). Наиболее значительные из них — храмы Алби-Ерды, Тхаба-Ерды, замковый комплекс Вовнушки, архитектурные комплексы Хамхи, Таргим, Эгикал и другие.

Ингушские башни уникальны по своей архитектуре. Они тянутся к небу сотни лет. Памятники говорят о мастерстве древних зодчих, об обычаях и традициях горцев, о людях, прославивших когда-то этот прекрасный край. Как писал исследователь Е. Крупнов: «Ингушские башни для своего времени были подлинным чудом человеческого гения, как для нашего столетия — новые шаги человека в небо».


Склепы, святилища и мавзолей в комплексе Джейрахско-ассинского историко-архитектурного и природного музея-заповедника — объекты XV века.

Находящийся неподалеку от Назрани мавзолей Борга-Каш — древнейший мусульманский памятник Ингушетии. Изначально его внутреннее убранство отличалось живописными орнаментами и надписями, но лишь немногие из них дошли до наших дней. Сохранившиеся на стенах надписи гласят, что он был построен в 1405–1406 годах. Другая надпись сообщает о том, что здесь был похоронен Бексултан, сын Худайнада, из селения Яндырское. В стародавние времена об этом знатном человеке складывались легенды, в которых его называли храбрым воином, трагически погибшим в битве с разбойниками.

Местные жители с давних пор замечали, как быстро исцеляются раненые или больные животные, пьющие воду из находящегося здесь Серебряного источника.


Название крепости Вовнушки в переводе на русский язык звучит как «место военных башен». Архитектурный и военный памятник получил его от одноименного села, располагающегося на территории Республики Ингушетия. Это крепкое военное сооружение являлось родовым поместьем и было возведено на средства старого ингушского рода Оздоевых.

Впервые Вовнушки как тактически важный объект упоминаются в хронике XVIII века. Находящееся неподалеку от него Ассинское ущелье было ближайшим переходом через Кавказские горы. Пролегающий путь был не только военным, но и торговым. При нападении бандитов и грабителей торговцы укрывались в Вовнушках, а за предоставленное убежище продавали их жителям товары по более низким ценам.


Древний христианский храм у аула Хайрах в Республике Ингушетия находится неподалеку от грузинской границы. Он возводился грузинскими мастерами, предположительно, в конце X — начале XI века, а в XV–XVI веках был частично перестроен ингушскими зодчими. Наибольший интерес представляет богатый скульптурный декор храма, вероятно относящийся к XII–XIII векам.

В среде ученых нет единого мнения относительно названия памятника. Одни исследователи переводят с ингушского ТкъобIa-Ерды как «Наша вера» или «Храм веры», другие склоняются к значению названия «Две тысячи святых». Третья группа учёных настаивает, что Тхаба-Ерды — это искаженное от Тома-Ерды, то есть храм Святого Фомы.

Первое за более чем сто лет православное богослужение в храме состоялось 10 ноября 2012 года.


Ингушский музей краеведения им. Т.Х. Мальсагова — главный музей в области истории и культуры Республики Ингушетия. В 1972 году его основал Туган Мальсагов как народный музей «Боевой и трудовой славы». А в 1990 году музею было присвоено имя основателя. Роль Тугана Хаджимоховича в сохранении памяти об участниках Великой Отечественной войны отмечена высокой наградой — орденом «За заслуги» (посмертно).

Сегодня музей имеет два филиала: Музей им. Г. Ахриева в селе Фуртоуг и Музей им. С. Орджоникидзе в селе Мужичи. Помимо краеведения, он осуществляет научную, просветительную и образовательную деятельность. В нем располагаются залы «Великая Отечественная война», «Зал героев», «Археология», «Этнография», «Зал государственности» и «Духовный зал».


Мемориальный дом-музей Г.С. Ахриева расположен в живописном месте, в горах Ингушетии. Его экспозиции рассказывают о детстве и революционной деятельности Гапура Саидовича Ахриева (1890–1920). Уроженец села Фуртоуг — Герой Гражданской войны и отдавший свою жизнь во имя благополучия ингушского народа. Поблизости от музея располагаются историко-архитектурные памятники V–VIII веков, а также колоритные виды природы: горные луга, пещеры, быстрые реки и водопады.

Среди экспонатов музея — ценные коллекции войлочных ковров — истангов, а также медной и деревянной посуды. Другие материалы посвящены борьбе рабочих с контрреволюцией.


С 1940–1992 годов Музей С. Орджоникидзе находился в доме, в котором непосредственно проживал чрезвычайный комиссар Юга России Серго, во дворе жителя села Мужичи Магомета Хакиева. В нем долгие годы экспонировались личные вещи Серго, ценные документы об исторических событиях на Северном Кавказе 1918–1919 годов. В конце 1993 года экспонаты переместили в сельский Дом культуры. Сегодня здесь представлен основной материал, посвященный революционному периоду в Ингушетии и деятельности Серго Орджоникидзе на Северном Кавказе.

За революционную деятельность Орджоникидзе не раз подвергался арестам и ссылкам, много лет провел в тюрьмах. В годы Гражданской войны он был видным политическим руководителем в войсках Красной армии. Годы установления советской власти на Кавказе связаны с его именем.


Первый народный театр появился в Ингушетии в начале 20-х годов с подачи интеллигенции и талантливой молодежи. Одними из них были поэтесса Фатима Мальсагова, основоположник ингушской письменности Заурбек Мальсагов, молодые А-Х. Гойгов и И. Базоркин. Почти за 80 лет своего становления театр прошел путь от драмкружка до театральной студии, а со дня образования ЧИАССР в 1934 году и вовсе был закрыт. Ингушский государственный театр был создан в 1978 году ценой огромных усилий коллективов театра и Союза театральных деятелей РСФСР. Десять лет потребовалось творческому составу, чтобы получить статус отдельного национального театра.

В 2009 году состоялась премьера народной драмы-спектакля «Падение Жанхота» по пьесе С. Чахкиева, который на фестивале «Золотая маска» получил высокую оценку критиков. Были отмечены работы главных исполнителей — Муртаза Озиева, Ахмеда Евлоева и Махмуда Нальгиева.


В 1998 году выпускники Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина основали театр-студию «Современник». Позже его состав пополнился выпускниками РАТИ (ГИТИС), СПБГИТИ (ЛГИТМИК), Ярославского, Воронежского, Краснодарского и других театральных вузов страны. В 2005 году театр-студию «Современник» преобразовали в Русский государственный музыкально-драматический театр Республики Ингушетия.

Самый молодой театр Республики Ингушетия уже в 2000 году ярко заявил о себе золотой медалью на I Дельфийских играх в Москве. Актеры театра неоднократно становились лауреатами и победителями различных международных, всероссийских и региональных театральных фестивалей и конкурсов.


Чечено-Ингушский театр кукол был создан в 1938 году. С самого начала на его базе были образованы две группы — русская и чеченская, а в 1969 году по инициативе нового директора театра Бека Абадиева была создана ингушская группа. В мае 1993 года был официально зарегистрирован Театр кукол Республики Ингушетия, а в 1997 году он был реорганизован в Ингушский театр юного зрителя.

Сегодня на сцене Театра юного зрителя работают выпускники Ярославского государственного театрального института им. Волкова. Коллектив театра во главе с руководителем М.М.-Г. Хадзиевым стал инициатором и организатором конкурса «Утренняя звезда» в Республике Ингушетия.
Мастер художественного слова - Игорь Ильинский

Любимые роли советского актера

Гений русского футуризма

Владимир Маяковский, «Ночь»

«Боже, какой типаж!»

Видеоподборка самых ярких ролей Михаила Пуговкина

Колыбельная из кинофильма «Романс влюбленных»

В день рождения Валентины Толкуновой

Для тебя, Москва!

Столичные улицы в кино

Монолог о счастье

В день рождения Андрея Мягкова

«Искусство - это прежде всего состояние души»

Вспоминаем полотна известного авангардиста Марка Шагала

Любимый живописец Александра II

Вспоминаем полотна Константина Маковского

Легенда ХХ века - Анна Ахматова

Вспоминаем лиричное стихотворение номинантки на Нобелевскую премию

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

Реставрация сооружения в стиле советского модернизма пройдет впервые.

Подробнее

Посетители увидят сценические костюмы, фотографии, афиши и другие уникальные экспонаты.

Подробнее

Зрителям покажут необычные световые скульптуры и инсталляции.

Подробнее

Бесплатные мероприятия этого лета.

Подробнее

Музыканты из России впервые выступят на знаменитом смотре.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть