Культурный гид по Назрани

Культурный гид по Назрани

Приглашаем виртуально познакомиться с древнейшими историческими памятниками и современными культурными объектами города.

Ингуши называют Назрань «Нана-Наьсаре» — Мать-Назрань. На ее землях люди проживают с античных времен, первые поселения появились здесь в 40-м тысячелетии до н. э. Приглашаем виртуально познакомиться с древнейшими историческими памятниками и современными культурными объектами города.

Loading...
Вид на аллею Мемориала памяти и славы. Назрань. Фотография: Михаил Джапаридзе / ТАСС
Памятник Ингушскому конному полку «Дикой Дивизии». Назрань. Фотография: Елена Афонина / ТАСС
Виды города Назрань. Дома на набережной около городского пруда в Назрани. Фото: Валерий Матыцин / ИТАР-ТАСС

Склепы, святилища и мавзолей в комплексе Джейрахско-ассинского историко-архитектурного и природного музея-заповедника — объекты XV века.
Находящийся неподалеку от Назрани мавзолей Борга-Каш — древнейший мусульманский памятник Ингушетии. Изначально его внутреннее убранство отличалось живописными орнаментами и надписями, но лишь немногие из них дошли до наших дней. Сохранившиеся на стенах надписи гласят, что он был построен в 1405–1406 годах. Другая надпись сообщает о том, что здесь был похоронен Бексултан, сын Худайнада, из селения Яндырское. В стародавние времена об этом знатном человеке складывались легенды, в которых его называли храбрым воином, трагически погибшим в битве с разбойниками.
Местные жители с давних пор замечали, как быстро исцеляются раненые или больные животные, пьющие воду из находящегося здесь Серебряного источника.

Название крепости Вовнушки в переводе на русский язык звучит как «место военных башен». Архитектурный и военный памятник получил его от одноименного села, располагающегося на территории Республики Ингушетия. Это крепкое военное сооружение являлось родовым поместьем и было возведено на средства старого ингушского рода Оздоевых.
Впервые Вовнушки как тактически важный объект упоминаются в хронике XVIII века. Находящееся неподалеку от него Ассинское ущелье было ближайшим переходом через Кавказские горы. Пролегающий путь был не только военным, но и торговым. При нападении бандитов и грабителей торговцы укрывались в Вовнушках, а за предоставленное убежище продавали их жителям товары по более низким ценам.

Древний христианский храм у аула Хайрах в Республике Ингушетия находится неподалеку от грузинской границы. Он возводился грузинскими мастерами, предположительно, в конце X — начале XI века, а в XV–XVI веках был частично перестроен ингушскими зодчими. Наибольший интерес представляет богатый скульптурный декор храма, вероятно относящийся к XII–XIII векам.
В среде ученых нет единого мнения относительно названия памятника. Одни исследователи переводят с ингушского ТкъобIa-Ерды как «Наша вера» или «Храм веры», другие склоняются к значению названия «Две тысячи святых». Третья группа учёных настаивает, что Тхаба-Ерды — это искаженное от Тома-Ерды, то есть храм Святого Фомы.
Первое за более чем сто лет православное богослужение в храме состоялось 10 ноября 2012 года.

Ингушский музей краеведения им. Т.Х. Мальсагова — главный музей в области истории и культуры Республики Ингушетия. В 1972 году его основал Туган Мальсагов как народный музей «Боевой и трудовой славы». А в 1990 году музею было присвоено имя основателя. Роль Тугана Хаджимоховича в сохранении памяти об участниках Великой Отечественной войны отмечена высокой наградой — орденом «За заслуги» (посмертно).
Сегодня музей имеет два филиала: Музей им. Г. Ахриева в селе Фуртоуг и Музей им. С. Орджоникидзе в селе Мужичи. Помимо краеведения, он осуществляет научную, просветительную и образовательную деятельность. В нем располагаются залы «Великая Отечественная война», «Зал героев», «Археология», «Этнография», «Зал государственности» и «Духовный зал».

Мемориальный дом-музей Г.С. Ахриева расположен в живописном месте, в горах Ингушетии. Его экспозиции рассказывают о детстве и революционной деятельности Гапура Саидовича Ахриева (1890–1920). Уроженец села Фуртоуг — Герой Гражданской войны и отдавший свою жизнь во имя благополучия ингушского народа. Поблизости от музея располагаются историко-архитектурные памятники V–VIII веков, а также колоритные виды природы: горные луга, пещеры, быстрые реки и водопады.
Среди экспонатов музея — ценные коллекции войлочных ковров — истангов, а также медной и деревянной посуды. Другие материалы посвящены борьбе рабочих с контрреволюцией.

Первый народный театр появился в Ингушетии в начале 20-х годов с подачи интеллигенции и талантливой молодежи. Одними из них были поэтесса Фатима Мальсагова, основоположник ингушской письменности Заурбек Мальсагов, молодые А-Х. Гойгов и И. Базоркин. Почти за 80 лет своего становления театр прошел путь от драмкружка до театральной студии, а со дня образования ЧИАССР в 1934 году и вовсе был закрыт. Ингушский государственный театр был создан в 1978 году ценой огромных усилий коллективов театра и Союза театральных деятелей РСФСР. Десять лет потребовалось творческому составу, чтобы получить статус отдельного национального театра.
В 2009 году состоялась премьера народной драмы-спектакля «Падение Жанхота» по пьесе С. Чахкиева, который на фестивале «Золотая маска» получил высокую оценку критиков. Были отмечены работы главных исполнителей — Муртаза Озиева, Ахмеда Евлоева и Махмуда Нальгиева.

В 1998 году выпускники Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина основали театр-студию «Современник». Позже его состав пополнился выпускниками РАТИ (ГИТИС), СПБГИТИ (ЛГИТМИК), Ярославского, Воронежского, Краснодарского и других театральных вузов страны. В 2005 году театр-студию «Современник» преобразовали в Русский государственный музыкально-драматический театр Республики Ингушетия.
Самый молодой театр Республики Ингушетия уже в 2000 году ярко заявил о себе золотой медалью на I Дельфийских играх в Москве. Актеры театра неоднократно становились лауреатами и победителями различных международных, всероссийских и региональных театральных фестивалей и конкурсов.

Чечено-Ингушский театр кукол был создан в 1938 году. С самого начала на его базе были образованы две группы — русская и чеченская, а в 1969 году по инициативе нового директора театра Бека Абадиева была создана ингушская группа. В мае 1993 года был официально зарегистрирован Театр кукол Республики Ингушетия, а в 1997 году он был реорганизован в Ингушский театр юного зрителя.
Сегодня на сцене Театра юного зрителя работают выпускники Ярославского государственного театрального института им. Волкова. Коллектив театра во главе с руководителем М.М.-Г. Хадзиевым стал инициатором и организатором конкурса «Утренняя звезда» в Республике Ингушетия.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна