Вовнушки — комплекс оборонно-сторожевых башен в высокогорном Джейрахском районе Ингушетии. Подступ к башням преграждает стена, а также естественные препятствия — горы.

История Вовнушек

Первые достоверные описания Вовнушек относятся к началу XVIII века. В то время родовой замок Оздоевых играл важную стратегическую роль. Дело в том, что соседнее Ассинское ущелье было тогда единственным прямым и относительно удобным проходом через Кавказский хребет. По этому маршруту постоянно ходили караваны, на которые устраивали облавы грабители. Вовнушки служили убежищем и защитой для путешественников (как и ряд других соседних замков, единым ансамблем входящих в группу Джейрахско-Ассинского музея-заповедника).
Время от времени замку грозили набеги, не говоря уж о локальных конфликтах. Но он был построен в столь удачном месте, что мог выдержать самую длительную осаду. От непрошеных гостей надежно защищали горные склоны.
Если несведущему человеку показать фото замка и спросить, что это за место, он не задумываясь наверняка назовет какую-нибудь европейскую страну. «Типичная постройка для позднего Средневековья», ― говорят историки. Странно, но никто из них не может назвать точного периода создания замка. Предположительно это XVII–XVIII века, но, возможно, и раньше. Скорее всего, когда строился замок, на территории Ингушетии еще жили христиане. Ислам стал распространяться среди местного населения в XVIII веке и еще не успел наложить отпечаток на внешний вид местных построек.

Культ камня

Культ камня ― именно так можно вкратце охарактеризовать самую суть этого строения. Удивительно, но две массивные боевые башни были возведены безо всякого фундамента. Фактически они стоят на сланцевых скалах. Вполне распространенная строительная технология того времени: на предполагаемое место строительства, на землю, лили молоко. Весь грунт, сквозь который оно просачивалось, убирали и лили дальше ― до тех пор, пока молоко не переставало впитываться. После этого ставили первые камни огромных размеров, больше человеческого роста, которые обеспечивали устойчивость конструкции. «При удивительной стройности, пропорциональности и довольно большой высоте они устойчивы и прочны», ― писал о военных ингушских башнях художник Щеблыкин, оставивший немало исследований этого места и зарисовок местных сооружений. При транспортировке камней использовался специальный ворот для подъема. А в кавказских легендах есть упоминание о том, что камни для основания башни тянули девять пар быков, а двенадцать лошадей не могли сдвинуть с места.
Перед началом строительства замка или башни обязательно приносилась жертва. Место будущей постройки окроплялось кровью жертвенного барана, и только после этого можно было начинать работы.
Помимо метода строительства удивляет и технология приготовления раствора для скрепления между собой камней на верхних ярусах башни. Одним из его главных компонентов, судя по результатам лабораторных исследований, является казеин (белок, который образуется при закисании молока). Фактически раствор представляет собой смесь извести, песка и молока. Он до сих пор держит кладку «намертво».
Неудивительно, что мастерство обращения с камнем в те времена ценилось весьма высоко. Из рода в род веками передавалась практика строительства каменных замков, и всех видных мастеров в этом деле знали по именам. Для продолжателей традиций делом чести было не только качество постройки, но и соблюдение сроков строительства. Мастеру давался ровно год, и если по каким-то причинам он не укладывался в сроки, на весь его род ложилось позорное пятно, а саму башню разбирали до основания и отдавали заказ другим. Как правило, мастера успевали. Во всяком случае, замок Вовнушки ― это явное свидетельство мастерства и пунктуальности его создателей.
Ингуши считали, что все беды ― от голода. Поэтому в обязанности заказчика входил ежедневный плотный рацион для строителей и каменщиков. Если мастер падал с башни от головокружения, хозяина обвиняли в жадности и изгоняли из аула.

Быт и обычаи жителей замка

Раньше две башни соединялись подвесным мостом, и в случае осады женщины, старики и дети перебирались в более безопасную башню. Если говорить о высоте, то можно провести параллель с семиэтажным домом (зодчие того времени, как правило, не возводили боевых башен выше 30 метров).
Внутрь люди попадали только через второй этаж, именно там была входная дверь: это лишало врагов возможности применить таран во время осады. Первый этаж без окон и дверей служил как местом для хранения продуктов, так и подвалом для узников. На втором этаже обычно находилось самое ценное, чем обладали жители военных башен: братский котел — большая емкость на толстой цепи. Котлу приписывали волшебные свойства и поклонялись как святыне (считалось, что над ним витают души умерших). Если кровник, спасаясь от преследования, успевал забежать внутрь башни и прикоснуться к священному котлу, его не трогали, пока он не удалится от святыни на достаточное расстояние.
Жилыми были верхние этажи. Между этажами жители башен передвигались по приставным лестницам. А самый верхний использовался в качестве чердака, где хранилось оружие, строительные материалы и необходимая бытовая утварь.

Особенности захоронений ингушских воинов

Недалеко от боевых замков обыкновенно строились склеповые сооружения. Вовнушки не исключение: если подняться немного вверх по ущелью, можно обнаружить древний склеп и мавзолей, который имеет весьма любопытную форму пушечного ядра. В Средние века в Ингушетии часто воздвигали надземные склепы, где в несколько рядов на полки клали умерших, и их тела подвергались так называемой «естественной мумификации».
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Статьи с упоминанием этого места
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна