Византийские мотивы в русской живописи

Византия и ее культура оказали в свое время большое влияние на множество соседних стран, в том числе и на Русь. Однако в русском искусстве известны лишь считаные образцы исторических картин на тему византийской истории: наука византинистика появилась в России лишь в конце XIX века. Изучаем самые любопытные «византийские» работы отечественных исторических живописцев.

Андрей Иванов, «Крещение великого князя Владимира в Корсуни»

Андрей Иванов. Автопортрет. 1800. Государственная Третьяковская галерея
Андрей Иванов. Крещение великого князя Владимира в Корсуни. 1829. Государственная Третьяковская галерея
Обращение языческой Руси в христианскую веру была одной из самых популярных «византийских» тем русской живописи: к крещению княгини Ольги в Константинополе, ее внука князя Владимира
в Корсуни, а также русского народа в Днепре обращались мастера начиная с XVIII века. Впрочем, писали они эти сцены с разной степенью исторической достоверности.
Андрей Иванов, известный художник-академист (и отец Александра Иванова
, автора «Явления Христа народу»), создал картину «Крещение великого князя Владимира в Корсуни» в 1829 году — по всем канонам академической живописи. В ней сочетались характерное для классицизма подражание античному искусству и неполнота исторических знаний об изображенном событии. Костюмы героев полотна (если не считать облачений священников) будто подсмотрены у актеров псевдоантичной трагедии, а их жесты чрезмерно театральны. Даже храм с колоннами явно построен по принципам античного ордера.
Как выглядела церковь, в которой крестили Владимира, неизвестно.
Однако в Херсонесе сохранился храм Святого Иоанна Предтечи
(VIII–X века) — одно из древнейших
зданий на территории страны. Вероятно, та неизвестная церковь была построена в том же «византийском стиле».

Василий Суриков, росписи храма Христа Спасителя

Василий Суриков. Автопортрет. 1915. Государственный Русский музей
Василий Суриков. Четвертый Вселенский халкидонский собор. 1876. Государственный Русский музей
Когда молодой Суриков
получил престижный заказ на украшение храма Христа Спасителя
, историки и исследователи знали о Византии уже гораздо больше. Художнику поручили написать четыре первых Вселенских собора, которые проходили в III–IV веках в Никее, Константинополе, Эфесе и Халкидоне. Сами росписи погибли во время сноса храма, но эскизы Сурикова сохранились.
Художник не стал копировать облачения православных батюшек в своей работе. Драпировки священников струились, напоминая ромейские тоги, но такие детали их облачения, как митры и омофоры, приближали их вид к каноничному изображению святых отцов на византийских иконах. Суриков тщательно изучал византийскую архитектуру, поэтому интерьеры изобразил на фресках весьма достоверно, как и императорские венцы и троны, которые аккуратно скопировал с древних монет и рельефов.
Правда, завершенные росписи значительно отличались от эскизов. Например, сначала Суриков изобразил епископов длиннобородыми, в «восточном» стиле, но по настоянию переписал их лица, сделав бороды
короткими, «европейскими». Не понравился заказчикам и чересчур экспрессивный стиль эскизов, и в итоге «Соборы» получились достаточно академическими и сдержанными. Суриков писал родным, что спорить с таким решением не собирался — он хотел скорее завершить работу по государственному заказу и получить гонорар.

Илья Репин, «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных»

Илья Репин. Автопортрет. 1887. Государственная Третьяковская галерея
Илья Репин. Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. 1888. Государственный Русский музей
Изначально «Святого Николая» заказал Илье Репину один монастырь, однако, когда Репин
понял, что вместо религиозной картины у него получается драматическая история, он решил закончить картину для себя, а заказчику написать новую.
Репин виртуозно воспользовался доступным ему «византийским» материалом. При создании образа Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских IV века, художник ориентировался на старинные иконы, где его изображали худым лысоватым старцем с запавшими глазами и короткой бородой.
Работа Репина изобиловала исторически достоверными деталями: например, тщательно выписанная туника осужденного, штандарт легиона в толпе, — которые придавали ей особую реалистичность.
Примечательно, что натурщиками для полотна Репина были известные деятели культуры того времени. Самого святого художник частично списал с поэта Аполлона Майкова; палача — с художника Николая Кузнецова; для коленопреклоненной фигуры позировал писатель Иероним Ясинский, а для юноши в розовом — Дмитрий Мережковский.

Виктор Васнецов, «Крещение князя Владимира»

Виктор Васнецов. Автопортрет. 1873. Государственная Третьяковская галерея
Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира. Эскиз. 1890. Государственный музей русского искусства, Киев
В 1894 году был основан знаменитый журнал «Византийский временник», а научное сообщество основательно увлеклось византинистикой. Интерес к культуре Византии возрастал: по всей стране возводили храмы в псевдовизантийском стиле, а художники все чаще обращались к византийским сюжетам в своих работах.
Вот и Виктор Васнецов
вдохновился византийской тематикой
. Во время путешествия по Италии художник зарисовывал византийские храмы, а в Киеве изучал мозаики и фрески Софийского собора и Михайловского Златоверхого монастыря.
Васнецов тщательно выписал детали выдуманного им корсунского храма: приземистые мраморные колонны, «константиновы кресты» в медальонах, фигуры ангелов и святых на стенах. В центр купола он поместил изображение Крещения Христова, которое рифмуется с самой сценой крещения Владимира.

Василий Смирнов, «Утренний выход Византийской царицы к гробницам своих предков»

Петр Борель. Портрет Василия Смирнова. Не позднее 1890 года
Василий Смирнов. Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков. 1890. Государственная Третьяковская галерея
Василия Смирнова, как и Васнецова, вдохновила на создание «византийского» полотна поездка по Италии, в частности византийские мозаики в городе Равенна.
На картине «Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков» он запечатлел Мавзолей Галлы Плацидии, который легко узнавался по мозаикам южного люнета: сцене со святым Лаврентием у костра и голубями у ног апостолов. А вот имя самой императрицы осталось неизвестным.
Источником вдохновения Смирнова, вероятно, была мозаика с портретом святой императрицы Феодоры из базилики Сан-Витале, на которой бывшая гетера была изображена в богатом наряде, в императорском венце и в окружении знатных дам.
Картина Смирнова продемонстрировала качественно новый подход к историческому жанру в русском искусстве. Художника интересовала не только точность исторических деталей, но и эмоциональность изображенных персонажей: герои его полотна скучали, замирали в восхищении или истово молились.
Автор: Софья Багдасарова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна