10 интересных фактов о Главном здании МГУ

Здание Московского государственного университета — одна из знаковых достопримечательностей столицы. «Культура.РФ» вспоминает интересные факты о строительстве знаменитой высотки.

Памятник советского гигантизма. Построенный в 1949–1953 годах Университет
почти 40 лет считался самым высоким зданием в Европе — лишь в 1990 году его обогнала Ярмарочная башня во Франкфурте-на-Майне. В России Главное здание МГУ
удерживало свои лидирующие позиции на 13 лет дольше: только в 2003 году в Москве появилось здание выше — жилой комплекс «Триумф Палас». Высота Главного здания МГУ с учетом его шпиля составляет 240 метров.

Сотни миллионов кирпичей и другие строительные рекорды. На создание стального каркаса здания ушло 40 тысяч тонн стали, а на возведение стен — 175 миллионов кирпичей. Неудивительно, что на такое грандиозное строительство было выделено столько же средств, сколько и на восстановление всего послевоенного Сталинграда. Также именно на Главном здании МГУ находятся самые большие часы в Москве: диаметр их циферблата составляет 9 метров.

Борьба архитекторов за право возводить Главное здание 1950-х. Изначально строительством высотки должен был руководить Борис Иофан
. Ему принадлежал первый проект здания. Но незадолго до начала стройки он был смещен с должности главного архитектора, и на его место был назначен Лев Руднев. Причиной такой замены стало то, что Иофан, зная о не совсем удачном потенциальном расположении здания (он предполагал построить корпус прямо над обрывом Воробьевых гор), не хотел ничего менять в своем проекте и был готов рисковать. Лев Руднев оказался более уступчивым и перенес место строительства на 800 метров вглубь.

Особенности архитектурного проекта Главного здания. Проект здания представляет собой центральную высокую башню, по бокам которой находится четыре корпуса пониже, увенчанные башенками. Длина более протяженной части здания — два километра; той, что короче, — 850 метров.

Целый город в одной высотке. В Главном здании МГУ разместились геологический, механико-математический, географический факультеты, а также ректорат, научная библиотека, Музей землеведения и Дворец культуры. Согласно придуманной архитектором концепции, университетский комплекс включал в себя всю необходимую учащимся инфраструктуру (библиотеки, почту, магазин, столовую, бассейн, телеграф и другое). Таким образом, переступивший 1 сентября порог МГУ студент мог ни разу не покидать здание до конца учебного года.

Вид с «короны Москвы». При проектировании МГУ Лев Руднев предусмотрел и несколько смотровых площадок — ведь помимо того, что здание было самым высоким в столице, оно еще и находилось на самой верхней точке города. Это место всегда называли «короной Москвы». Самая верхняя обзорная площадка расположена на 32-м этаже. В центре открывающейся со смотровой панорамы города — арена Лужников. По сторонам от него хорошо просматриваются Москва-Сити, гостиница «Украина»
, Белый дом, высотка на Кудринской площади
и здание МИДа
. Чуть дальше можно разглядеть храм Христа Спасителя
, собор Василия Блаженного
, памятник Петру I и Шуховскую телебашню
.

Альтернативные варианты скульптурного оформления. Вместо пятиконечной звезды на высоком шпиле здание могла венчать фигура Михаила Ломоносова
или, возможно, даже Сталина. Но от этой идеи отказались — посчитали, что шпиль со звездой логически свяжет здание университета с другими сталинскими высотками. Звезду и колосья, созданные из желтого стекла и алюминия, выполнили в мастерской Веры Мухиной
, как и остальное скульптурное оформление. Художница предлагала установить перед Главным зданием и свою скульптуру «Рабочий и колхозница»
, но Берия ей отказал.

Цвет советских художников и скульпторов на главной стройке страны. Помимо Мухиной, в оформлении МГУ участвовали и другие ведущие художники и скульпторы своего времени — около 200 специалистов. Так, Павел Корин стал автором мозаичного панно с развевающимися знаменами в актовом зале. Александр Дейнека работал над оформлением фойе — создал мозаичные портреты крупнейших мировых ученых. Сергей Коненков и Михаил Аникушин выполнили скульптуры ученых для Музея землеведения. Автор известного памятника Юрию Долгорукому перед московской мэрией Сергей Орлов создал бронзовые фигуры физкультурников на портике главного входа и композиции «Молодежь в науке» и «Молодежь в труде», расположенные перед Главным зданием со стороны Ломоносовского проспекта. Главный памятник комплекса — Михаилу Ломоносову — выполнил скульптор Николай Томский совместно с архитектором Львом Рудневым.

Строительство МГУ как стимул для технических инноваций. При строительстве МГУ были использованы инновационные технологии создания фундамента и металлического каркаса, которые позволили в условиях проблемного грунта построить здание такой грандиозной высоты. Их автором стал создатель Останкинской телебашни
Николай Никитин. Он предусмотрел такую конструкцию, в которой давление небоскреба приходилось не на нижние этажи, а было распределено по всей его высоте, что сделало здание более надежным и значительно сократило стоимость строительства.

Здание — результат труда десятка тысяч человек. Со стороны партии строительство курировал комиссар госбезопасности Лаврентий Берия, что неудивительно: помимо комсомольцев-стахановцев и военнослужащих, здание возводили лагерные заключенные. Всего же на стройке трудилось около 10 тысяч человек, не считая 2,5 тысячи административного и технического персонала и более 1000 инженеров.


Автор: Лидия Утемова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна