Площадь перед входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку 1939 года со скульптурой «Рабочий и колхозница»

Скульптурная группа «Рабочего и колхозницы», украшавшая павильон СССР на Международной выставке 1937 года в Париже, а в 1939 году поставленная перед Северным входом ВДНХ, долгое время являлась визитной карточкой выставки и одним из знаковых монументов Москвы.

Впервые замысел скульптурной группы «Рабочего и колхозницы» был сформулирован в проекте советского павильона для Международной выставки 1937 года в Париже архитектора Б.М. Иофана. Ему удалось достичь в монументальном и лаконичном образе не только требуемой высокой идейной насыщенности и динамики, но также глубокого пластического единства со скульптурой. Проект выставочного павильона был основан на идее нарастания динамики движения от прямоугольных выступов горизонтального объема основного помещения к вертикальной доминанте стелы главного входа, увенчанной скульптурной группой рабочего и колхозницы.

После утверждения проекта павильона по результатам проведенного конкурса пластическое воплощение задуманной архитектором скульптурной группы было поручено В.И. Мухиной. Именно ей удалось добиться наибольшего органического синтеза скульптурной группы с архитектурой. Скульптор, сохраняя общую композиционную схему Б.М. Иофана, слегка изменила характер движения фигур. Удачно найденный рисунок развевающихся драпировок подчеркнул динамику образного решения.

Ходатайство архитектора и скульптора о разборке и перевозке павильона для восстановления в Москве не нашло необходимой поддержки. Не получила достойного места и сама скульптура. В 1939 году она была установлена на невысоком простом постаменте перед Главным входом на ВСХВ — нынешним Северным входом ВДНХ. При демонтаже памятника в Париже и его перевозке в Москву значительная часть элементов каркаса и оболочки получила повреждения, а при сборке композиции в январе–августе 1939 года поврежденные элементы были заменены с отступлением от первоначального проекта. Размещение скульптурной группы «Рабочий и колхозница», рассчитанной на восприятие с высоты павильона Парижской выставки, на слишком низком постаменте привело к тому, что она заметно проигрывала в глазах людей, не представлявших себе её первоначальное размещение.

В 1979 году была проведена реставрация скульптуры, а в конце 1980-х годов был объявлен конкурс на поиск нового места для монумента. Однако планы переноса памятника не были осуществлены. В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов для проведения реставрационных работ, которые завершились только в ноябре 2009 года. Тогда же парижский павильон был частично восстановлен перед Северным входом ВВЦ и увенчан реконструированной скульптурной группой «Рабочего и колхозницы». Скульптура заняла подобающее ей место, а мотивы одного из лучших архитектурных сооружений 1930-х годов получили второе рождение в современности.

Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна