Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Федор Васильев. «Вид на Волге. Барки»

Летом 1870 года в маленькой деревеньке на Волге появились четверо приезжих, которые казались почти иностранцами: они изысканно одевались, мылись каждый день и, главное, рисовали. Местные шептались: незнакомцы списывали людей в свои альбомы, чтобы отдать их души Антихристу. И что казалось еще страшнее, приезжие имели связи в Петербурге!

Этими чужаками были трое художников и один музыкант: Федор Васильев, Евгений Макаров, братья Илья и Василий Репины. Результатами поездки стали известнейшие картины: «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Волжские лагуны» и «Вид на Волге. Барки» Федора Васильева.

Рассмотрим пейзаж Васильева — нажимайте на цифры и узнавайте любопытные подробности из истории создания картины.

1
Путешествие

Пейзаж «Вид на Волге. Барки» Федор Васильев написал после поездки по Волге летом 1870 года. Илья Репин и Федор Васильев выехали из Твери на пароходе компании «Самолет». Компанию им составили брат Репина юный флейтист Василий и сокурсник по Академии художеств Евгений Макаров, а бесплатный проезд по Волге обеспечили покровители Репина из Академии.


Это путешествие стало известным: после него Илья Репин написал картину «Бурлаки на Волге». Но из автобиографии Репина ясно: и вдохновителем, и отчасти организатором этой поездки был Федор Васильев. Художник убедил всех ехать, достал для братьев Репиных 200 рублей. Васильев был душой компании и во время путешествия. «Мне думается, что такую живую, кипучую натуру, при прекрасном сложении, имел разве Пушкин. Звонкий голос, заразительный смех, чарующее остроумие с тонкой до дерзости насмешкой завоевывали всех своим молодым, веселым интересом к жизни; к этому счастливцу всех тянуло, сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом, а люди, появлявшиеся на сцене, сейчас же становились его клавишами, и он мигом вплетал их в свою житейскую комедию и играл ими», — вспоминал о нем Репин.

2
Ширяево: дом-музей и «Дон Кихот»

Спустившись вниз по Волге, повидав Нижний Новгород и волжский Ставрополь (сейчас — Тольятти), Васильев, Макаров и братья Репины остановились на все лето в селе Ширяево. Устроились в доме с окнами на Волгу, обзавелись нехитрым имуществом и приступили к работе.


Репин описывает жизнь в Ширяево как период безудержного счастья. Они пели, охотились, спорили, читали Гомера. Устраивали шуточные бои, сколотив «античные» войска из ватаги крестьянских мальчишек. Однажды Васильев вдруг вскочил на необъезженного жеребенка и стал выделывать на нем шуточные цирковые па.


«Мы cпeшили зa ним c paзинyтыми oт yдивлeния pтaми и в cтpaxe зa нeгo, a oн, пooщpeнный впeчaтлeниeм нeвидaннoгo нaми зpeлищa, нaчaл вдpyг, coвepшeннo кaк циpкoвoй нaeздник, пpинимaть paзныe пoзы, пepeкидывaть нoги и, нaкoнeц, cидя лицoм к нaм пo-дaмcки, cтaл cъeзжaть нa caмый кpyп, к xвocтy жepeбeнкa, и пocылaть нaм oттyдa вoздyшныe пoцeлyи. Вepoятнo, жepeбeнкa зaщeкoтaли нaкoнeц eгo движeния, oн пpишeл в paж и вдpyг тaк пoдбpocил Вacильeвa к нeбy, coпpoвoждaя cвoe движeниe нeoбыкнoвeннo гpoмким и зычным звyкoм, чтo кaзaлocь, Вacильeв yлeтaeт зa oблaкa. В этo мгнoвeниe oн cтpaшнo пoxoдил нa Дoн Киxoтa, пoдбpoшeннoгo кpылoм мeльницы...» (Илья Репин).


Конечно, в Ширяево художники много работали. Васильев будто не знал усталости. Однажды после долгого и утомительного путешествия в соседнее село по воде, он всю ночь делал наброски впечатливших его пейзажей. Репин вспоминал: «Пpocыпaюcь oт тяжecти пoлнoгo жeлyдкa; a лaмпa вce гopит, и caм Вacильeв гopит, гopит — вceм cyщecтвoм яpчe нaшeй cкpoмнoй лaмпы... Вoт энepгия! Дa, вoт нacтoящий тaлaнт!»


Остается неясным, делал ли Васильев живописные наброски к «Виду на Волге» в Ширяево. Но карандашных этюдов с причалившими к берегу барками сохранилось множество.


Сейчас в Ширяево организован Дом-музей Репина — в том самом доме о трех окнах с видом на Волгу.

3
«Бурлаки так бурлаки»

Бурлаки были неотъемной и впечатляющей частью волжского пейзажа того времени. Но как по-разному изобразили их друзья-художники, наблюдавшие одни и те же картины. У Репина бурлаки доминируют на полотне, и тем самым картина приобрела большую социальную заостренность. Совсем другое мы видим у Васильева: его бурлаки не в лямке. Рабочие будто уже осуществили свою мечту и сбросили тяжкое ярмо. Федор Васильев написал их во время обеденного отдыха на фоне умиротворенной природы.


Васильев повлиял и на репинскую концепцию «Бурлаков». В изначальном замысле бурлаки Репина контрастно выделялись на фоне нарядной группки дачников. Эту идею Васильев осудил: «Тут эти барышни, кавалеры, дачная обстановка, что-то вроде пикника; а эти чумазые уж очень как-то искусственно «прикомпоновываются» к картинке для назидания <...> Ох, запутаешься ты в этой картине: уж очень много рассудочности. Картина должна быть шире, проще, что называется — сама по себе... Бурлаки так бурлаки!» Репин писал, что более молодой Васильев «с места в карьер взял его под свое покровительство».

4
«Ненавижу мазню»

Тонко выписанные детали были особенностью пейзажей Васильева. Современники вспоминают, что он всегда работал идеально отточенными карандашами и подтрунивал над коллегами, чьи карандаши были тупыми. Его «магический» карандаш стремительно бегал по бумаге и чертил тонко, четко и пластично.


То же самое и с живописью: Васильев писал только тонкими кистями, выводя ими все подробности широкого пространства, огромного неба. «Я всегда работаю маленькими, колонковыми: ими так хорошо лепить и рисовать формочки... А мазать квачами, как заборы, такая гадость, ненавижу мазню», — говорил художник. Федор Васильев умело обобщал все филигранно выписанные детали и создавал полные поэзии жанровые зарисовки о природе. Также он был незаурядным колористом: «У меня до безобразия развивается чувство каждого отдельного тона, чего я страшно иногда пугаюсь. Это и понятно: где я ясно вижу тон, другие ничего могут не увидеть или увидят серое и черное место».

5
«Живое небо»

Художником, открывшим «живое, мокрое, светлое, движущее небо», Федора Васильева называл еще один его известный современник — Николай Ге. Действительно, его небесные своды грандиозны, детально выписаны и на многих картинах, в том числе самых ранних, небо стало сюжетным центром.


Васильев часто изображал небосвод в «переломные» погодные моменты — перед грозой или после дождя. И на полотне «Вид на Волгу. Барки» он одновременно тревожен и гармоничен. Искусствовед Юрий Дюженко писал: «Левая часть с наползающей грозовой тучей значительно меньше, но так как она более насыщена по цвету, то это уравновешивает обе части неба и вместе с тем вносит в общее решение разнообразие и богатство».

6
Влажная земля

Влажную землю, изображение которой так хорошо давалось Васильеву, мы видим и на другой картине — знаменитой «Оттепели». Это полотно выиграло первую премию на конкурсе Общества поощрения художников, было скопировано автором по заказу Александра III, и получило высокую оценку на международной выставке в Лондоне.


Выходя зимой 1871 года на этюды для этой картины, художник не жалел себя и сильно простудился. «Подозрительный кашель» Васильева Репин заметил еще во время волжского путешествия в 1870 году: тогда его обостряли сырые ночи, проведенные на охоте. Теперь же, после «Оттепели», был диагностирован туберкулез.


Увы, показавший необычную зрелость как человек и художник, по годам Федор Александрович так и остался «гениальным мальчиком» — он умер от туберкулеза в 23 года.

7
«Барки» вам принадлежать не могут…»

«Видом на Волге» очень хотел пополнить свою коллекцию Павел Третьяков, он покупал картины Васильева при любой возможности. Когда художник умер, в Петербурге устроили его посмертную выставку, и все картины были раскуплены еще до ее открытия. Третьяков обратился к Ивану Крамскому, который распоряжался делами художника.


«Мне непременно нужно иметь Васильева пейзаж с барками, так как этот экземпляр дает понятие, какой бы он также был замечательный маринист… я уверен, что Вы сочувствуете моей такой усиленной любви к произведениям Васильева, хотя, может быть, и находите неудобным отдавать много вещей его в одни руки» (Павел Третьяков).


Однако Крамской отказал коллекционеру: «К сожалению, «Барки» принадлежать Вам не могут». Картину выкупили, какое-то время она находилась в частной коллекции. Спустя много лет полотно оказалось в Русском музее, где находится и сегодня. Павлу Третьякову удалось собрать больше 20 картин Васильева, в их числе — «Оттепель», «Возвращение стада», «После грозы», «Мокрый луг» и «В Крымских горах».



смотрите также


Прямая трансляция 18 октября, в 19:00. «Ленфильм-клуб»

Трансляция фильма «Амун»

Прямая трансляция 18 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

«Виртуозы Москвы», Андрес Мустонен

Прямая трансляция 17 октября, в 16:30. Театральный музей имени А. А. Бахрушина

Мастер-класс Льва Додина

Прямая трансляция 17 октября, в 11:00. Музей военной истории РВИО

Российская революция 1917 г.: историческая память и школьное образование

Прямая трансляция 16 октября, в 12:00. Театральный музей имени А. А. Бахрушина

Мастер-класс Сергея Женовача

Прямая трансляция 16 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Звезды XXI века. Золотая коллекция

Прямая трансляция 15 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

А. Линдгрен – «Пеппи Длинный чулок». Дневные симфонические концерты для детей

Прямая трансляция 15 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Михаил Почекин, Юрий Фаворин

Прямая трансляция 15 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

«Дорога к джазу» Известные джазовые мелодии

Руководители, консультанты и участники секции провели пресс-конференцию, посвященную работе секции.

Подробнее

Французский писатель примет участие в заседании секции «Литература и чтение» и представит свою новую книгу.

Подробнее

Зрителей ждут выставки, мастер-классы, концерты и спектакли.

Подробнее

Зрители услышат музыкантов-виртуозов из разных стран.

Подробнее

Зрители увидят 68 российских и зарубежных картин.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть