История торгового терема

Некогда самый крупный пассаж Европы — Верхние торговые ряды, или современный ГУМ. Здание в неорусском стиле построено на исторически торговом месте в конце ХIХ века в рекордно короткие сроки — за три года. На разработку проекта архитекторам дали всего три месяца. Основное условие — сохранение архитектурной гармонии главной московской площади, ведь торговый пассаж оказался лицом к лицу с древним зданием Кремля. Предлагаем вспомнить 10 фактов о памятнике архитектуры с Натальей Летниковой.

Верхние торговые ряды. В центре столицы между Ильинкой и Никольской торговали и триста, и четыреста лет назад. Первые каменные торговые ряды построили еще при Борисе Годунове. Аккурат вдоль Ветошного переулка. При Екатерине II архитектор Джакомо Кваренги разработал проект Верхних торговых рядов в стиле классицизма. Завершал работу после пожара 1812 
года Осип Бове. Едва прошло полвека — торговый комплекс потребовал реконструкции. Договориться лавочники с городскими властями так и не смогли. В итоге здание признали аварийным и объявили конкурс на постройку нового.

Всероссийский конкурс. Рациональность, экономичность, архитектурная гармония с историческим пейзажем. Проекты архитекторов, представленные на конкурс, должны были соответствовать как минимум трем требованиям. Свое видение нового здания на московской главной площади представили 23 зодчих из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Одессы и даже Берлина. Разместили проекты в трех залах Исторического музея
. К слову, новая постройка должна была гармонировать и с ярким теремом из красного камня — Историческим музеем, выполненным в неорусском стиле.

«Московскому купечеству». Академия художеств
, Строительный отдел Губернского правления, Технический комитет, Архитектурное и Художественные общества. Проект выбирали общими усилиями — специальной комиссией. Первую премию в шесть тысяч рублей присудили работе под девизом «Московскому купечеству» — петербургского архитектора Александра Померанцева. Вторая премия досталась работе Романа Клейна — будущего автора Музея изящных искусств 
, третья — австрийцу Августу Веберу — одному из авторов здания Политехнического музея
. Проект Померанцева утверждал лично Александр III
.

От храмов — к торговому пассажу. Архитектор Александр Померанцев к моменту проведения конкурса успел лишь выполнить проект Храма-памятника Александру Невскому в Софии по заказу болгарского князя, построить деревянную церковь в Федоскино и гостиницу в Ростове-на-Дону. Впоследствии Померанцев занял пост главного архитектора Всероссийской выставки 1986 года в Нижнем Новгороде. Вместе с Виктором Васнецовым
возводил второй по величине после храма Христа Спасителя — московский собор во имя Александра Невского, разрушенный в 1952 году.

«Город в городе» Александра Померанцева. Шестнадцать отдельных зданий с застекленными улицами между ними, аркадами-галереями. Большой центральный терем с парадным входом, воротами и башенками. Новое здание на Красной площади
вышло торжественным и гармонично вписалось в исторический ландшафт. Верхние торговые ряды стали самым большим пассажем в Европе — по длине галерей и площади «стеклянного неба». Над входами в ГУМ размещались иконы с особо почитаемыми святыми: образами Николая Чудотворца
, Спаса Нерукотворного, Ильи-Пророка
, Сергия Радонежского.

Стеклянное небо «человека-фабрики». Изобретатель и новатор Владимир Шухов
, включенный в сотню выдающихся инженеров всех времен, и при строительстве крыши Верхних торговых рядов применил новаторский подход: арочные конструкции с тросовыми затяжками, что позволило уменьшить вес кровли. Восьмилепестковый купол Шухов спрятал за фасадом здания. Обилие стекла придает зданию ощущение легкости, хотя на строительство перекрытий ушло 800 тонн металла. Ажурный стальной каркас из металлических стержней стал настоящим произведением искусства.

Прогресс в древнерусском стиле. Самая высокотехнологичная московская постройка своего времени. Артезианская скважина, системы отопления и вентиляции, канализация, даже собственная снеготопка и мини железная дорога для перевозки товаров. Газовое освещение в городе и собственная электростанция в торговых рядах. От лавок — к салонам. Торговые ряды стали не только местом купли-продажи, но и прообразом бизнес-центра. На третьем этаже расположились представительства торговых компаний, а в подвале — магазины оптовой торговли.

Культурная жизнь торгового пассажа . В рядах открыли собственный публичный музей. На третьем этаже развернулась экспозиция из личной коллекции европейского искусства хозяина парфюмерной фирмы Генриха Брокара. Парфюмер собирал картины французской, фламандской, голландской, других европейских школ и предметы декоративно-прикладного искусства. В зале заседаний акционеров рядов — будущем демонстрационном зале ГУМа — устраивались концерты, а на мостиках — у фонтана
, построенного сто лет назад, играл духовой оркестр.

Памятник архитектуры федерального значения. Бережно охранялся не всегда. В расцвет НЭПа рекламу ГУМа делал сам Маяковский
. «В ГУМ, комсомольцы, в ГУМ, рабфаковцы!» — призывал поэт. Но, уже став Главным универсальным магазином, Верхние торговые ряды не раз находились на грани сноса. В середине 30-х годов ХХ века на Красной площади хотели построить громаду Наркомата тяжелой промышленности — на месте ГУМа. Но план этот остался на бумаге, как и намерение в 1947 году на этом месте установить памятник в память о победе в Великой Отечественной войне
. С 1953 года ГУМ вновь стал торговым пассажем.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна