Жизнь князя Владимира в зеркале книжной миниатюры

Радзивилловская летопись — поздний, датируемый XV веком список Повести временных лет — один из ранних письменных источников, повествующих о жизни князя Владимира. Рассказываем о самых важных деяниях князя, запечатленных миниатюристами.
Князь Владимир Святославич жил в Х веке, и письменных источников, близких по датировке к той эпохе, сохранилось немного. Один из них — это Повесть временных лет, написанная в XII веке монахом Нестором, которая дошла до наших дней в нескольких более поздних списках. История Владимира подробно изложена в одном из наиболее известном из них — богато иллюстрированной Радзивилловской летописи XV века.
Согласно летописи, князь Владимир родился около 960 года. Он был правнуком Рюрика
и сыном князя новгородского и киевского Святослава Игоревича от рабыни ключницы Малуши. Обычай того времени позволял Владимиру стать наследником престола, хотя он и не был рожден в браке.

У Святослава было трое сыновей: Ярополк, вероятно старший из троих, после смерти отца получил киевские земли, Олег — земли древлян, а Владимир — Новгород. Вскоре начался междоусобный конфликт за наследство Святослава. В ходе этой войны Олег погиб, а Владимир бежал в Скандинавию, откуда вернулся с дружиной. Сначала Владимир вернул себе Новгород, а затем захватил Полоцк и Киев. Киевский князь Ярополк был убит людьми Владимира. Таким образом, к 980 году князь Владимир стал правителем всех русских земель.
Владимир стал расширять границы государства, подчиняя племена вятичей, ятвягов, болгар.
«Нача нарубати мужи лучешии от словен, и от кривичь, и от чюди, и от вятичь и сех насели гради; бе бо рать от печенег. И бе бо воюяся ними и одоляя им».
Любопытный факт: князь изображен с нимбом, несмотря на то, что упомянутые военные походы произошли за несколько лет до крещения Владимира.
Поначалу Владимир хотел реформировать языческую религию славян
. В правой части миниатюры на возвышении изображены идолы, которых князь приказал установить в Киеве и других землях. В XV веке, когда была создана летопись, с язычеством ассоциировалась в первую очередь религия древних греков и римлян, поэтому миниатюрист изобразил идола в виде античной статуи, которую, вероятно, увидел на западноевропейской гравюре своего времени.
«И нача княжити Володимер в Кыеве един, и постави кумир на холме вне двора теремнаго: Перуна древяна, а глава ему серебряна, а ус золот…»
В древнерусской летописной традиции, как и в византийских источниках, Крещение Руси тесно связано с осадой Корсуни (ныне Херсонес) Владимиром в 988 году.
В то время Византией правили братья Василий II Болгаробойца и Константин VIII. После нескольких месяцев осады Корсунь была взята, и Владимир предъявил византийским правителям ультиматум: город будет возвращен Византии, если он получит в жены сестру императоров Анну. Поскольку Анна не хотела выходить за иноверца, ее братья потребовали, чтобы Владимир принял православие. Также они попросили его прислать русские войска для подавления внутренних мятежей и помощи во внешних военных конфликтах. Оба условия Владимир выполнил.
«И си слышавше царя ради быста, и умолиста сестру свою Анну, и посласта к Володимиру, глаголюща: «Крестися, тогда послеве к тобе сестру свою»
Требование византийских правителей о крещении было созвучно мыслям самого Владимира. До этого момента князь уже задумывался о выборе религии для своего народа — он хотел заменить язычество единобожием. Согласно летописям, Владимир беседовал с католиками, мусульманами и иудеями, но свой выбор остановил на православии.
«И отвещав же Володимер, рече: «Где крещение примем?» Они же реша: «Кде ти любо»
Князь крестился в Корсуни и получил при крещении греческое имя Василий. Первые князья-христиане носили два имени: родовое славянское и крестильное греческое. Двойные имена перестают использовать только на рубеже XI–XII веков.
«И повеле крестити ся. Епископ же корсуньскый с попы царичины, огласив, крести Володимира. И яко възложи руку на нь, и абие прозре. Видев же се Володимер напрасное исцеление, и прослави Бога, рек: «Теперво уведех Бога истинаго».
Вернувшись в Киев, Владимир начал процесс христианизации славян. Он повелел свергнуть идолов и в 989 году заложил первую каменную церковь на Руси, фундамент которой сохранился до наших дней.
«В лето 6497. И посем же Володимер… и помысли създати церковь Пресвятыя Богородица, и послав приведе мастераы от грек… украси ю иконами, поручив Анастасу Корсунянину, и попы корсуньскии, и пристави служити в ней…»
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна