Природа не отдыхала: художественные династии России

Портретисты Аргуновы и Колокольниковы, скульпторы и художники Брюлловы, жанристы и пейзажисты Маковские. Вспоминаем, какие семьи составили славу русской культуры, вместе с Софьей Багдасаровой.

Самые бесправные

У графов Шереметевых крепостных было больше, чем у иных европейских монархов — подданных. И образование в области искусств они давали им профессиональное, «на государственном уровне». Причем на протяжении нескольких поколений (эхо этой практики прозвучало даже в ХХ веке: из их крестьян происходила пианистка — мать и первый учитель Сергея Прокофьева). Учили артистов всем жанрам — музыка, театр, архитектура, живопись.
В последнем больше всего прославилась семья Аргуновых. Основателем династии считается портретист Иван Петрович Аргунов, однако не стоит забывать, что он, в свою очередь, учился у своего двоюродного брата, Федора Леонтьевича Аргунова — архитектора, одного из авторов ансамбля Кусково и петербургского Фонтанного дома. У Ивана было трое сыновей — художники Николай и Яков, а также Павел, который также стал архитектором. Еще в роду был Алексей Аргунов — «урных дел мастер», то есть скульптор.
Иван Аргунов. Портрет калмычки Аннушки. 1767
Николай Аргунов. Портрет крепостной актрисы Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой. 1789
Николай Аргунов. Портрет графини П.И. Шереметевой в полосатом халате. 1803

Самые примитивистские

А вот семья провинциальных художников Колокольниковых — пример более скромной школы живописи. Основателем династии был крепостной мастер Свято-Пафнутьева Боровского монастыря Тверской губернии — Мина Лукич Колокольников, который получил вольную в 1753 году и был подручным Антропова. Также он работал с другими прославленными мастерами XVIII века — Никитиным, Караваком и Вишняковым, в том числе над оформлением Царскосельского дворца, триумфальных арок и т. д.
Художниками, хотя и не такими успешными, были его братья — Иван Большой, Иван Меньшой, Федот и Михаил. Известно, что они работали иконописцами. Его племянник Яков Михайлович Колокольников-Воронин писал портреты, жанровые картины и иконы, по его рисункам отливали ворота для Нило-Столбенской пустыни. Еще он в 1805 году основал Осташковский театр и сам в нем играл. Три его сына — Александр, Иван и Михаил — также работали в Осташкове как художники. А внучка Валентина Александровна стала детской писательницей. В Тверской галерее хранится портрет семьи Якова Михайловича, который был куплен у его прямых потомков аж в 1937 году.
Мина Колокольников. Портрет неизвестного. XVIII век
Яков Колокольников-Воронин. Автопортрет с женой и сыном. 1820-е
Мина Колокольников. Портрет князя И. Мещерского. 1756

Самые изящные

Семья Брюлло, которая дала России знаменитого автора «Последнего дня Помпеи», по фамильному преданию, бежала из Франции во время борьбы с гугенотами. А в Петербург из саксонского Люнебурга основатель русской ветви Георг Брюлло приехал в 1773 году, начав работать на Императорском фарфоровом заводе как скульптор (автор моделей). Его внук, Павел Иванович Брюлло, также трудился как скульптор и живописец-миниатюрист и воспитал нескольких сыновей — графика Федора, живописца Карла
, акварелиста и архитектора Александра, а также умершего молодым художника и композитора Ивана. Зятем ему приходился создатель портретной галереи пушкинских современников
 — Петр Соколов, женившийся на Юлии Павловне. Сын Федора, Николай, также стал архитектором. Кстати, конечную букву «-в» братьям Александру и Карлу пожаловал сам император.
Александр Брюллов. Портрет Е. Воронцовой и Е. Голицыной. 1824–1825
Карл Брюллов. Итальянский полдень. 1827
Павел Брюллов. Дорога к морю. Алжир. 1883

Самые родовитые

Баронский род Клодт фон Юргенсбург обосновался в Лифляндии еще в 1515 году, а до этого его домом была Вестфалия. Титул баронов семья получила из рук шведского короля Карла XII, неудачливого противника Петра Великого. В том же XVIII веке Клодты оказались на русской службе. Из членов рода первым известным художником стал, пожалуй, герой войны 1812 года генерал Карл Федорович, который рисовал карты и баловался живописью как любитель. Его сын Константин также дослужился до генерала, но увлекся гравюрой по дереву и стал одним из первых русских ксилографов, причем преподавал это искусство в Академии художеств. Его внук Евгений Александрович стал профессиональным художником, занимался прикладными искусствами, работал на фирме Фаберже и умер уже в советское время. Его внук Георгий и правнук Евгений трудились живописцами и книжными графиками в СССР и умерли один в 1994-м, второй в 2012 году.
Более известна другая линия потомков художника-любителя: сын Петр Карлович прославил фамилию как скульптор-анималист, любитель лошадей (сказалась военная закалка). Его сын Михаил писал жанровые картины, а внуки Николай, Евгений и Константин Александровичи стали живописцем (пейзаж, театральное искусство), мастером декоративно-прикладного искусства и скульптором.
Петр Клодт. Укрощение коня. Первая скульптурная группа на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Бронза. 1846–1850
Михаил Клодт. За чайком. 1889
Николай Клодт. Лето. 1913

Самые историчные

Родоначальником художественной династии Маковских был Егор Иванович, коллекционер и любитель искусств, один из основателей Московского училища ваяния и зодчества. Сам он работал бухгалтером в Экспедиции кремлевских строений, писал по-любительски — миниатюры и копии с картин в Кремле. Жена его, Любовь Корнеевна, — дочь фабриканта музыкальных инструментов, прекрасно пела и даже была приглашена в консерваторию преподавать.
Их дети стали художниками; больше всего прославился мастер исторических картин Константин, его брат Николай был пейзажистом и жанристом, в жанровой живописи также работал Владимир. А сестра Александра — одна из первых русских женщин-художниц
 — писала акварелями пейзажи. В третьем поколении людьми искусства были скульптор Елена Константиновна Лукш-Маковская (первая женщина в Венском сецессионе — объединении венских художников); поэт, критик, издатель Сергей Константинович; живописец Александр Владимирович.
Владимир Маковский. Варят варенье. 1876
Константин Маковский. Боярский свадебный пир в XVII веке. 1883
Александра Маковская. Вид Симонова монастыря близ Москвы. 1888

Самые серебряные

Наиболее многочисленным по количеству деятелей искусства является, пожалуй, фамильное древо Бенуа и родственная ему семья Лансере. Помимо Александра Николаевича Бенуа — прославленного художника и критика, это его отец Николай Леонтьевич — известный архитектор; братья Альберт и Леонтий — художники и архитекторы; его племянники Зинаида Серебрякова и ее родной брат Евгений Лансере. Его кузены Алексей Леонтьевич и Юлий Юльевич также были архитекторами, а сын Николай — художником, в том числе художником кино и сценографом.
По женской линии потомками Бенуа являются даже актер Питер Устинов и художник Илья Глазунов.
Николай Бенуа. Финляндия. Вид с балкона дома в Лангинкоски. 1890
Леонтий Бенуа. Здание Первого Российского страхового общества. Санкт-Петербург. 1898–1900
Николай Бенуа. Летний вечер. 1899

Самые несгибаемые

При советской власти с крепкими художественными династиями стало труднее: войны, репрессии. Однако есть семьи, в которых изобразительным искусством занимались несколько поколений подряд. Например, Борис Иогансон — автор хрестоматийных «Допроса коммуниста» и «На старом уральском заводе» был отцом графика Андрея Иогансона, создателя, по одной из версий, классической этикетки водки «Столичная», который, кстати, страшно пил и в конце концов попал в тюрьму за убийство. В третьем поколении известен Игорь Андреевич — скульптор, художник и основатель арт-пространства Spider & Mouse.
Борис Иогансон. Советский суд. 1928
Борис Иогансон. Допрос коммунистов. 1933
Борис Иогансон. На старом уральском заводе. 1937

Самые стойкие

Членом художественной династии был и Гелий Коржев
 — советский мастер, творчество которого сейчас заново открывают в Третьяковской галерее. Его дед Петр Васильевич, живший еще в Российской империи, был художником-любителем, а работал архитектором-землеустроителем; отец Михаил Петрович был учеником Щусева и основоположником советской ландшафтной архитектуры (даже к ЦПКиО Горького руку приложил). Художницей была жена Гелия — Кира Владимировна и дочь Ирина, которая вышла замуж за живописца Владимира Надеждина. Их сын Иван, который взял фамилию деда по материнской линии, в наши дни работает как художник и скульптор.
Петр Коржев. Портрет сына (Михаил Коржев). 1914
Гелий Коржев. Поднимающий знамя. 1957–1960
Гелий Коржев. Проводы. 1967
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна