Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Дворцы-музеи: прежние владельцы

Многие из государственных музеев размещаются в бывших дворцах. Разумеется, самые роскошные из них знакомы всем — это императорские резиденции: Зимний дворец, Петергоф, Царское Село, Гатчина. А кому принадлежали другие нынешние музейные здания? Вспомним не столь известные дворцы вместе с Софьей Багдасаровой.

Михайловский дворец


Главное здание Русского музея — Михайловский дворец. Он был построен для Романовых, но не для императорской семьи, а для боковой ветви — великого князя Михаила Павловича, последнего сына императора Павла I. Архитектором дворца, который строился в 1819–1825 годах, был знаменитый Карл Росси.


Самой выдающейся владелицей дворца была вдова великого князя — Елена Павловна, принцесса Вюртембергская. При этой даме, которая имела великолепное образование, была благотворительницей и покровительницей искусств, а также способствовала принятию Крестьянской реформы, в Михайловском дворце почти 30 лет устраивались вечера. На «четвергах» в ее салоне собирались политики, дипломаты, деятели культуры. Считается, что именно за разговорами в гостиной Елены Павловны родились и были обговорены до мелочей планы Великих реформ. В 1895 году ее внуки продали дворец государству под музей.

Мраморный дворец


Наиболее роскошные дворцы императорской России — разумеется, в Петербурге; и нет ничего странного в том, что сегодня они — либо у Эрмитажа, либо у Русского музея. Таков и Мраморный дворец — филиал Русского музея с 1992 года.


Создателем пышного здания, которое строилось по приказу Екатерины Великой в 1768–1785 годах, был архитектор Антонио Ринальди. Подарок предназначался фавориту Григорию Орлову, но он умер в 1783 году, и императрица выкупила дворец у его наследников. В XIX веке зданием владела боковая ветвь Романовых — Константиновичи. Больше всего для русской культуры из них сделал великий князь Константин Константинович — президент Академии наук, поэт, подписывавшийся как «К. Р.», переводчик Шекспира, Шиллера и Гете.

Дом Остермана


Это не усадьба с парком, как другие роскошные московские и подмосковные дворцы-музеи, знакомые всем (например, Останкино, Кусково или Архангельское). Дом Остермана давно уже стал городским особняком: парка нет, рядом пролегает Садовое кольцо. Сегодня в его стенах располагается Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства, причем наконец единолично: в 2015 году отсюда съехал один из филиалов Музея современной истории России (бывший Музей революции). Любопытно, что до революции тут находилась Московская духовная семинария.


Имя архитектора, строившего дворец в 1780-х для канцлера Ивана Остермана, неизвестно — кто-то из школы Матвея Казакова. Прежде одним из владельцев дома был Александр Остерман-Толстой, герой-участник штурма Измаила, шеф Шлиссельбургского мушкетерского полка, а затем генерал во время Отечественной войны 1812 года. Он отличался чрезвычайной храбростью, в битвах ему даже слабое зрение не мешало — воевал в очках, необычное для того времени зрелище. В бою под Кульмом 1813 года он был тяжело ранен, и из-за этого в русском искусстве появился еще один героический сюжет — Остерман-Толстой, а рядом отдельно его рука, оторванная пушечным ядром.

Палаты Романовых


В московские царские дворцы (например, в Теремной дворец, в Грановитую или в Золотую Царицыну палату) обычному человеку не попасть: сегодня они часть президентской резиденции. Заглянем в древнерусский «дворец» богатого боярина — палаты Романовых (сегодня филиал ГИМа).


Усадьба в Зарядье принадлежала Романовым (тогда еще Захарьевым-Юрьевым-Кошкиным) с XVI века. Портретов представителей династии той эпохи, разумеется, не существует — до прививки русскому искусству реалистического жанра еще далеко. Тем интересней взглянуть на «криминалистическую» реконструкцию по черепу облика одного из бояр Романовых — Романа Юрьевича Захарьина (отца царицы Анастасии — жены Ивана Грозного). Бороды, конечно, не хватает — зато без нее заметней волевой подбородок.

Богородицкий дворец


Усадьба в Тульской области с огромным парком — детище отца российского паркового искусства Андрея Тимофеевича Болотова. А здание возвел Иван Старов. После революции поместье было разорено, и сегодня коллекция дворца-музея не очень богата. Зато это искупают волшебные виды (предостережение — не стоит ездить туда в субботу, день свадеб).


Богородицк примечателен тем, что это был первый настолько масштабный парковый комплекс, возведенный не для Романовых, а для частного лица. Хотя есть тут некоторая натяжка: его владельцем был Алексей Бобринский, внебрачный ребенок императрицы Екатерины Великой и Григория Орлова. Сын настолько выдающихся родителей оказался человеком слабохарактерным, талантами и умом, несмотря на отличное образование, не отличался, много кутил и в итоге был выслан матерью из столицы с глаз долой в свои поместья.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

За грибами

Киногерои-грибники на «Культура.РФ»

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

Мастер реализма — Илья Репин

Видеогалерея работ художника

Иван Айвазовский — главный маринист русской живописи

Великие полотна художника

Мастер художественного слова Игорь Ильинский

Любимые роли советского актера

Гений русского футуризма

Владимир Маяковский, «Ночь»

«Боже, какой типаж!»

Видеоподборка самых ярких ролей Михаила Пуговкина

Колыбельная из кинофильма «Романс влюбленных»

В день рождения Валентины Толкуновой

Для тебя, Москва!

Столичные улицы в кино

Монолог о счастье

В день рождения Андрея Мягкова

Он будет посвящен событиям XVII века.

Подробнее

Познакомиться с коллекцией музея можно во время виртуальной экскурсии.

Подробнее

Посетители смогут «услышать» повседневную жизнь императорской резиденции.

Подробнее

Она приурочена к 205-летию Бородинского сражения.

Подробнее

Здесь можно посмотреть фильм под открытым небом, а после кинопоказа обсудить его со специальными гостями.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть