Веснянки и хороводы. Обряды и традиции: от Пасхи до Красной горки

Окончание поста, пробуждение природы, начало полевых работ. Что ни событие в жизни русской глубинки — то повод затянуть песню или завести хоровод. Столетия назад, а во многих селах и сегодня. Познакомимся с традициями наших предков, подпоем протяжную.
Карагодами издавна встречали Пасху в селе Павличи Брянской области. Начиная с Христова Воскресения снимался запрет на пение и танцы. Жители вне зависимости от возраста заводили круг. Местная традиция — хороводы со Старцем. Ряженный в ветхую одежду с цепком для обмолота зерна символизировал образ предков. Местные жительницы вспоминают, что весенние песни можно было петь «бесконечно». Помнят протяжные мелодии с поэтическими текстами в селе Павличи и сегодня. Возрождают древнюю традицию вождения весенних карогодов на сельских и школьных праздниках.

Весенние хороводы Климовского района Брянской области отмечали еще фольклорные экспедиции Гнесинки
. Пасха, Красная горка, Радоница — праздничные дни сопровождались различными фигурами хороводов и напевами. Девушки водили стрелу, утицу или дуба. Собирались в круг не менее 40 девушек и ребята «кто посмелее». Стрелу водили из одного конца села в другой, зачастую обходя дома, где были приготовлены угощения. Вождение карагодов, по словам местных жителей, способствовало замужеству. Бытовала даже примета: где раньше запоют хороводную песню — там раньше и свадеб жди.

Пасхальный обход дворов — часть празднования Христова Воскресения в Псковской области. Обходили в пасхальную ночь, волочебные песни исполняли артелями под аккомпанемент скрипки, цимбалы и гармоники. За исполнение получали угощение хозяев. В каждом доме по случаю накрывали стол. Тексты — словно аграрный календарь. Каждый праздник — своя традиция. «Святая вербина — возьми рябинку, выгони животинку», «Святой Борис засевает, святой Микола по межам ходит, жито правит» — так весь ход полевых работ и расписан. По дворам на Псковской земле ходили вплоть до 80-х годов ХХ века.

В Сибири, невзирая на суровый климат, пели и танцевали круглый год: от Святок до Пасхи и Троицы. Если зимой все больше парами, то с пробуждением природы, как потеплеет за окном, заводился хоровод. Традиционные сибирские наигрыши «Махонька» и «Подгорная» требуют походов по деревне. Вёшные песни и простор получали особый, и массовость. Бывало, вместе собиралось до 200 человек — ни один самый просторный дом не вместит. Хороводные песни старожилов Сибири сегодня звучат и со сцены. К примеру, программа Сибирского народного хора
включает целые фольклорные зарисовки.
«А мы просо сеяли…» — затягивают по весне в казачьих станицах по Северному Донцу. Хороводы — для юношей и девушек, игры с приговорами для детей. Исследователи русских традиций отмечали, что сочетались в играх спортивные элементы с обрядовыми, ритуальными. Пели по весне, как водится — о чувствах. «Веснянки донские — просто песни о любви», — писал в середине прошлого века музыковед Александр Листопадов. Доставали в весенние дни из закромов печенье в форме крестов, что пекли в пост и хранили в пшенице, — в качестве оберега на урожай. Ели эти куличи, когда выезжали в поля — сеять.

Границу и весны, и лета проводят в Новозыбковском районе Брянской области. На Вознесение — обряд похорон стрелы. С давних времен, «до колхозов», и в наши дни. Праздник объединяет все фольклорные традиции: песни, обычаи, игры и хороводы. «Похороны стрелы» — прощание с весенними песнями. На обряд собираются жители близлежащих сел, одеваются в домотканые рубахи с браными (узорчатыми) рукавами и на месте, где когда-то находилась церковь, водят круговые хороводы. «Если мы не будем хоронить стрелу, то время остановится», — говорят местные жители и продолжают традиции предков.

Весна — время встречи нового земледельческого года. Кукморские удмурты, проживающие на территории Татарстана, начинают весенние обряды в Пасху. Праздник длится целую неделю: с молениями и поминовением предков, обходом домов и выходом на пашню. Главное блюдо в Бадњым нал (Великий день) — гусиная каша, а главное развлечение — курегпуз тагаллян: катание яиц. Есть у каждой деревни и свой напев к празднику, в народе он называется Акашка. Каждый день после Великого дня имеет свои традиции. Главная — выход в поле. До этого времени копать — беспокоить землю не позволялось.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна