16+

Живой труп

Драма
1987
136 мин
СССР
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя
Государственный академический театр им. Моссовета

В начале 1897 года Лев Толстой от своего друга Николая Давыдова, председателя Московского окружного суда, услышал о странном судебном заседании. Окружной суд рассматривал уголовное дело о двоебрачии, в чём обвинялась семнадцатилетняя Екатерина Гимер. Она была законной супругой чиновника из Министерства юстиции Николая Гимера. Её муж, беспробудный пьяница, вскоре расстался со своей должностью и, оставив дом и семью, стал завсегдатаем ночлежек и притонов.

Екатерине же, незадолго до этого ставшей матерью, пришлось самой искать средства к существованию. По окончании акушерских курсов она получила работу акушеркой при мануфактуре в подмосковном Щёлкове. Там, в Щёлкове, она познакомилась со своим вторым мужем — служащим по фамилии Чистов. Вскоре он сделал Екатерине предложение. Пропойца-муж, не упорствуя, дал своё согласие на развод, однако, консистория в разводе супругов отказала. Тогда Екатерина придумала новый план, из-за которого вся троица оказалась на скамье подсудимых. Она упросила мужа написать письмо, из которого следовало, что он, безуспешно пытаясь победить свою зависимость к алкоголю, был доведён до крайности голодом и холодом и, потеряв всякую надежду, решил свести счёты с жизнью. Николай Гимер оставил своё пальто с документами в кармане на льду замёрзшей Москвы-реки. Спустя трое суток в Москве-реке выловили труп неизвестного человека, одетого в униформу инженера путей сообщения. Городовые, разумеется, тут же предположили, что это и есть Николай Гимер. Через короткое время Екатерина стала супругой Чистова. Всплыла эта история после того, как Николай Гимер попытался получить новый паспорт. Против семейной пары выдвинули два обвинения: «двоебрачие» и «пособничество для этого со стороны мужа». Екатерину и Николая Гимер приговорили к ссылке в Енисейскую губернию. Немногим позже ссылку в Сибирь заменили на тюремное заключение сроком на год, но, в силу заступничества неких влиятельных лиц и стараниям выдающегося адвоката «всех времен и народов» Анатолия Федоровича Кони, приговор так и не привели в исполнение.

Эта история произвела большое впечатление на Льва Николаевича. А посмотрев в МХАТе 14 января 1900 года пьесу Антона Чехова «Дядя Ваня», он решил написать свою пьесу, кстати, он всегда считал ее незаконченной. Пьеса «Живой труп» была опубликована в газете «Русское слово» лишь в 1911 году, уже после смерти Толстого. Впервые её поставили на сцене МХАТа в конце сентября 1911 года, а всего через пять дней, 28 сентября, её премьера с успехом прошла в петербургском Александринском театре. Почему одиннадцать лет Лев Николаевич не давал ее публиковать? Во-первых, он дал слово Екатерине Гимер, что ради ее сына Николая Суханова (известного революционера) не будет предавать широкой огласке данный судебный процесс. И во-вторых, что можно только предполагать, очень много личного из переживаний писателя было вложено в характер Федора Протасова.

Пьесу ставили в разных театрах мира, так как она была тут же переведена на многие языки. Первая постановка состоялась в Лондоне уже в декабре 1912 года, имела название «Человек, который был мертв», потом в Берлине, Вене, Париже и других городах. И, по свидетельству критиков тех лет, везде был оглушительный успех.

Пьеса была экранизирована много раз. Первый — в 1911 году, где Лизу сыграла Мария Блюменталь-Тамарина, одна из легенд русского театра. В версии 1918 года Лизу сыграла звезда немого кино Вера Холодная. В том же году была и первая зарубежная экранизация в Японии (режиссер Эйдзо Танака).

А вот в версии 1928 года, которую снял режиссер Федор Оцеп (впоследствии известный деятель Голливуда), играло целое созвездие актеров: Всеволод Пудовкин, Нато Вачнадзе, Мария Якобини, Вера Марецкая, Борис Барнет и другие. Из всех киноверсий больше всего нашим зрителям известна картина 1968 года, которую снял Владимир Венгеров, где Протасова играл Алексей Баталов, Лизу — Алла Демодова, Каренина — Олег Басилашвили, Цыганку Машу — Светлана Тома.

Конечно, любой театр обращается к этой пьесе, когда есть актер, который может воплотить замысел Льва Николаевича Толстого в образе Федора Протасова. Актер, который может отрывать от себя «тело», «чувства», даже пребывая на сцене в неподвижном состоянии. Как сказала Лия Ахеджакова в одном из интервью, как научиться «жить с пространством»? В театре им. Моссовета в семидесятые-восьмидесятые годы такой актер был — Леонид Марков. Юрий Завадский, руководитель театра, взял его в труппу в 1966 году, а через полгода он вышел на сцену в роли Арбенина в лермонтовском «Маскараде». Он заменил великого Николая Мордвинова, одного из лучших исполнителей этой роли.

«Быть знаменитым некрасиво…» Но уже эта роль показала, кто такой Леонид Марков. По малолетству я видела этот спектакль, помню, что, мурашки бегали по телу при появлении Леонида Васильевича. Он не был пылким романтиком, хранящим в груди «байроновскую страсть», смертельно страдающим от ревности. Нет, он был скорее уставшим от разочарований, от обманов, от скудности предлагаемых жизнью вариантов бытия. Зачем отравил Нину? И сам не понял; последний порыв, догорающий уголек! Вот что, писали критики в то время: «Леонид Марков умел сосредоточиться на личной, а не на социальной драме героя, создавал характер, а не тип». «Он много играл классических ролей, но персонажи его, возможно, не отдавая себе в том отчета, страдали депрессией вполне современной — тяжелым стыдом сильного человека, измученного серостью совкового «застоя». И сгибались под тяжестью «русской тоски», к смене времен равнодушной и висевшей, как родовое проклятие». Роман Виктюк: «Я знаю, что Маркова считали надменным, нахальным, дерзким. Да, все это было. Но я его помню очень простым, мягким, податливым. Очевидно, к нему надо было уметь подойти, понять его далеко не ординарную личность».

Режиссер «Живого трупа» Борис Щедрин, ученик Юрия Завадского, пришел в театр им. Моссовета, вернее, в театральную студию, в самом начале шестидесятых. После ее окончания в 1964 году ставит на сцене театра свой первый спектакль «Театр Гарсиа Лорки», который публика заметила и полюбила. Позже он закончил и курс режиссуры в ГИТИСе под руководством Юрия Алексеевича. Борис Щербаков поставил много спектаклей в этом театре: «Эдит Пиаф», «Василий Теркин», «Фабричная девчонка», «Последний посетитель», «Комики» и другие.

Режиссеры: Надежда Марусалова (Иваненкова), Борис Щедрин
В ролях: Леонид Марков, Ольга Остроумова, Анна Касенкина, Валентина Карева, Георгий Тараторкин, Ирина Карташева, Константин Михайлов, Людмила Дребнёва, Владимир Демент, Николай Лебедев, Сергей Коковкин, Борис Химичев, Владимир Сулимов, Евгений Данчевский, Леонид Фомин, Галина Жданова, Николай Голубенко, Владимир Гордеев, Андрей Николаев, Александр Бачуркин, Леонид Евтифьев

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна